Сдвинутые приоритеты, забытые принципы
"Если все и всегда лгут – результат будет не тот, что люди начнут верить в ложь, а тот, что перестанут вообще чему-либо верить".
Ханна Арендт, 1974 год
Завтра начинается День памяти павших в войнах Израиля и павших от враждебной деятельности. А через сутки, в то мгновение, когда день траура закончится, Израиль начнет праздновать День независимости.
Всегда в эти дни происходит дискуссия, правильно ли было вот так связывать день траура и день радости. Не лучше ли сделать между ними промежуток, а то мол как-то не по-человечески, только что плакали, и сразу песни, пляски, мангалы.
Только вот у меня уже второй год ощущение, что промежуток между памятными днями расширился до размеров пропасти. Как минимум размером в полтора, а может уже и больше, года. Именно в этом временном промежутке находятся семьи заложников. Между глубочайшим горем Дня траура и радостью Дня независимости.
Не знаю, как кто, но мне кажется, что я тоже там. У меня разрывается сердце, когда я слышу крики отцов и матерей, стоящих на границе с Газой, и кричащих слова любви в надежде, что их дети, которые уже полтора года в руках убийц, их услышат.
Надо иметь абсолютно каменное сердце, чтобы не слышать этих криков, чтобы не просыпаться от них ночью, чтобы не сделать все и вернуть их. Живых и не живых.
Надо позабыть все самые важные принципы, на которых стояла наша страна, чтобы продолжать долдонить про какие-то цели войны. Как будто могут быть какие-то еще цели на этом! этапе, который уже растянули на полтора года, кроме освобождения заложников.
В этой ситуации нельзя говорить даже о каких-то приоритетах. Потому что нет приоритетов. Есть только один – вернуть заложников. И потому, что, жонглируя приоритетами, какой-нибудь министр скажет, что освобождение заложников уже и не самое важное. Впрочем, для него и его обязанности не самое важное. Или он и перед праздниками в магазины не ходит, и цен не видит. Куда там, высоко сидит, далеко глядит
И потому, что сколько бы наше правительство ни долдонило о войне, уже всем нам, израильтянам, ясно, что никакую полноценную войну вести невозможно, пока заложники не вернулись.
Так же, как и утверждать все время, что все прошлые военные операции в Газе ни к чему не привели, и эта должна быть особенной. Так она и есть особенная. Потому что заложники! Ни одну операцию Израиль не вел, имея 59 заложников в руках ХАМАС. И результат будет таким же, как и у предыдущих, если заложники не вернутся. Безотлагательно.
Уже невозможно срывать переговоры о возвращении заложников, убеждая, что вся наша стратегия – это Филадельфийский коридор с его тоннелями. Потому что рано, или, не дай Бог, поздно, выяснится, что все тоннели замурованы с египетской стороны.
Как невозможно и в собственных неудачах винить тех, кто год с лишним вел все переговоры, и сумел-таки добиться освобождения множества заложников. Для некоторых вовремя, а для некоторых, увы, было поздно.
Я вообще только сейчас осознала, что те, кто долдонит о целях, забывая, что цель одна – освобождение заложников – просто не понимают, что они говорят. А мы уже и не слышим, и не верим.
Когда премьер-министр разгонял переговорную группу, он сказал, что те, кто был в ней, не умели вести переговоры, и вместо принципа "получили-отдали", Израиль только отдавал.
Вдумайтесь! То есть все те заложники, которые вернулись, они для тех, кто должен отвечать за их жизни, ничто. Потому что, по словам этих ответственных, Израиль как бы ничего не получил.
И вот уже почти четыре месяца, как Израиль действительно ничего не получает, и не вернул ни одного заложника. Приходится вновь посылать в Катар директора Моссада. Потому что те, кто заменил, у них заложники как бы не предмет заботы.
Конечно же опять правительство вынуждено решать проблему гуманитарной помощи. Потому, что быть в Газе постоянно, и не нести ответственности за то население, которое там, невозможно. А война все затягивается и затягивается. И инициативы никакой Израиль, в создании альтернативы ХАМАСу, не представляет. И не представит. Потому что проще долдонить про цели войны, жонглируя ими, и жизнями заложников, чем попытаться реально добиться смены ХАМАС.
Поэтому правительство продолжает давить на ЦАХАЛ, пытаясь заставить его раздавать гуманитарную помощь. Ох, не дай Бог. Только вчера Израиль хоронил трех своих бойцов. А допустив население к соприкосновению с нашими солдатами, мы точно окроем пресловутые "врата ада".
Война без целей, правительство без принципов, заложники в руках убийц.
Только вчера один из освобожденных заложников сказал, что, когда он был в тоннелях ХАМАС, он был уверен, что в Израиле приостановили празднование Дня независимости.
Независимость – это когда наша судьба в наших руках. Когда каждый гражданин знает, что государство не оставит его в беде. Когда каждый – гарант друг друга. Коль Исраэль аревим зе ла зе. Это настоящие приоритеты! Это те самые принципы!
И пока 59 наших в руках врага, мы действительно не сможем праздновать. Сможем только отметить этот день.