Пожалуйте из номеров: станет ли север Израиля крайним
7 июля 2025 года официально завершился период, в течение которого эвакуированные северяне жили в гостиницах по всей стране. Начиная с 7 октября 2023 года, 67 500 жителей воспользовались такими возможностями.
В общей сложности зарегистрировано более 10 миллионов таких ночевок. Их общая стоимость превысила отметку в 4 миллиарда шекелей.
Считается, что это великое переселение спасло от краха гостиничную индустрию.
Теперь начинается новый этап. И можно смело предположить, что он будет трудным. И нервным.
Возвращаться, оно, конечно, примета хорошая. Но только если есть куда. И зачем. Насчет куда: многие жилые дома на севере разрушены и вряд ли пригодны для жилья. Отдельный вопрос – где будут работать те, кто вернулся в родные пенаты? Не секрет, что экономика севера страны очень пострадала в результате войны.
И, наконец, главный вопрос, который беспокоит всех, у кого завершился срок проживания в гостиницах: кто будет финансировать программу возвращения? Муниципалитеты или центральные органы власти? Вряд ли у муниципалитетов найдутся необходимые средства, если, конечно, их не зальют деньгами из госказны. В это – что зальют – верится не больше, чем в завтрашний прилет инопланетян.
Государство?
Опять-таки вопрос. Учитывая нынешние коалиционные коллизии, вопрос, скажем прямо, не маленький.
Я в силу профессии был знаком с ситуацией, когда в этом году проводились муниципальные выборы в ряде местных советов на севере страны. Общее ощущение: хаос, хаос и все это хаосом погоняется. Полная неразбериха.
Вряд ли эффективность работы указанных местных советов заметно улучшилась с той поры. Да и вообще – улучшилась.
Надо еще учитывать то, что это первый подобный опыт в еврейском государстве. Как опыт столь длительной вынужденной отлучки из родных мест, так и количество людей, ставших фактически беженцами в родной стране.
Наверняка будет множество нескладностей и накладок. Наверняка многие останутся недовольными. И наверняка этот период будет сопровождаться скандалами и неприятными разборками между ветвями власти.
Война закончилась. Последствия войны нам еще предстоит пережить…