Личный взгляд: Йеменская заноза

Личный взгляд: Йеменская заноза

Над ними смеялись, их боевые пляски пародировали, их называли дикарями в шлепанцах. Но они до сих пор терроризируют Израиль обстрелами и заставляют его граждан прятаться в бомбоубежищах, а их ракета, упав недалеко от аэропорта Бен-Гурион, заставила крупные авиакомпании приостановить полеты.

Йеменское движение хуситов (официально – Ансар Аллах) стало, по сути, самым активно действующим и непотопляемым противником США, Израиля и союзных арабских режимов, пока все остальные участники "оси сопротивления" терпят поражение. ХАМАС в Газе отбивается от ЦАХАЛа из последних сил, Хезболла обезглавлена, Иран зализывает раны после 12-дневной войны, а хуситы тем временем расширяют зону влияния и топят проходящие корабли. Израильские и американские удары по их военным объектам, морским портам и аэропорту ничуть не уменьшили их воинственный пыл. 

Кто же такие йеменские хуситы, и почему их не могут усмирить сильнейшие армии мира? Сколько они еще будут отравлять нам жизнь?

Хуситы – не просто повстанческая группировка, как ХАМАС, и не военно-политическая структура, как Хезболла. По сути, это настоящее государство. Зародившись в начале 90-х годов как молодежное шиитское движение, организация подняла серию успешных восстаний против правительства и захватила обширную территорию северного Йемена, включая столицу Сану. Поколебать власть хуситов не смогли ни военная интервенция арабской коалиции, ни международный бойкот. Сегодня они собирают налоги, управляют судами, проводят мобилизацию населения, контролируют энергетические и торговые потоки, организуют собственное информационное пространство. Вертикаль власти хуситов опирается на религиозную легитимность, племенные связи и строгую иерархию, формируя устойчивую модель управления, оптимальную для ведения войн.

Кроме того, хуситам исключительно повезло с географией. Север Йемена – труднодоступный, гористый регион, настоящая природная крепость. Не случайно Саудовская Аравия и ее союзники потерпели фиаско в наземной кампании, даже используя крупные ресурсы авиации. Со стороны Красного моря хуситы контролируют глобальные морские маршруты и могут атаковать торговые суда, связанные с Израилем и Западом.

В социальном плане этот регион Йемена всегда отличался сильной племенной идентичностью. Здесь веками сохранялись автономные шиитские образования, изолированные от центральной власти. Собственно, движение Ансар Аллах возникло среди этих племен как форма самозащиты от политической и культурной глобализации.

Одной из причин выживаемости хуситов является гибкий и взаимовыгодный альянс с Ираном. В результате этого союза Тегеран получает "удлиненную руку" на Аравийском полуострове, а хуситы – технологии беспилотников и ракет (Shahed, Fateh), инструменты кибервойны, инструкторов для обучения полевых командиров. Помимо этого, растет их политический рейтинг за счет идеологического единства с «осью сопротивления».

Однако хуситы – не "прокси" Ирана, не его дочерняя организация, в отличие от Хизбаллы. У них свои цели и задачи, они способны самостоятельно действовать и принимать решения. Именно поэтому на фоне прекращения огня с Ираном продолжаются обстрелы Израиля из Йемена. Что еще важнее, они не зависят от внешнего финансирования так критично, как ХАМАС и Исламский джихад. У них есть собственные ресурсы: налоги, контрабанда, добыча полезных ископаемых и черный рынок.

 В нынешнем региональном раскладе Ансар Аллах оказалось, по факту, единственным верным союзником ХАМАСа. Как заявляют его командиры, атаки на Израиль не прекратятся, пока солдаты ЦАХАЛа не уйдут из Газы. Здесь возникает вопрос: в чем причина пылкого сочувствия к далеким во всех отношениях палестинцам и яростной ненависти к евреям и их государству? Ведь у хуситов нет с нами ни исторических счетов, ни территориальных споров. Похоже, они просто упертые религиозные фанатики, для которых смысл жизни состоит в борьбе против западной цивилизации и Израиля как ее оплота на Ближнем Востоке…
Однако это впечатление обманчиво. Хуситы – не шахиды, а прагматичные игроки. Их антисионизм продиктован не столько религиозными, сколько стратегическими соображениями. Атаки на Израиль – это способ повысить свой статус внутри «оси сопротивления» и в мере ислама в целом, отвлечь внимание от внутренних проблем, и главное: показать, что босоногая йеменская "моська" может не только лаять, но и нападать на вооруженного до зубов израильского "слона", а в его лице – и на всемогущие Штаты. Со своей стороны, эти гиганты не могут и не хотят противопоставить наглецам ничего, кроме разовых ответных ударов. Никому из них не нужна затяжная, дорогостоящая и политически токсичная война с непредсказуемым результатом.

У Израиля нет ресурсов для самостоятельной масштабной операции против хуситов. Этому мешает география, логистическая удаленность и риски региональной эскалации. Для США Йемен имеет второстепенное значение; их военные акции могут быть направлены на обеспечение безопасности судоходства и собственных баз, но не на смену власти в Сане. Вряд ли Белый дом в обозримом будущем решится на еще одну наземную операцию после Ирака и Афганистана. Эр-Рияд уже больше десяти лет тщетно пытается справиться с хуситами. Это противостояние обходится дорого, а удары по саудовской инфраструктуре показали уязвимость дорогих систем ПВО. В итоге саудиты ищут политического решения – через Оман, Иран и международные гарантии. 

Но главное: у ведущих игроков есть более насущные проблемы и более актуальные угрозы, по сравнению с которыми йеменские выходки – лишь булавочные уколы, порой болезненные, но не опасные для жизни. И если хуситы не совершат критической ошибки и не заставят крупные державы потерять терпение, они еще долго будут оставаться региональной занозой, которая причиняет неудобство многим, но никто не готов ее вытащить. Само же движение получает столько выгод, создавая хаос по всему региону, что оно вовсе не заинтересовано в урегулировании. И как быть в этой ситуации Израилю, пока непонятно.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK