От кого защищают Израиль?
Что общего между очередным скандалом вокруг въезда в страну граждан Украины и предстоящими выборами? На первый взгляд, ничего, ведь борьба МВД с приезжающими украинцами началась давно, с первых дней войны.
Торопливо введенный залог за каждого приглашенного был отменен, но, как говорится, осадок остался. Власть крайне неохотно, под нажимом Запада, согласилась принимать беженцев, причем для них были созданы такие условия, что люди, выбравшие Израиль как временное убежище, наверняка десять раз об этом пожалели. Только с июля украинцы, чье легальное пребывание в стране закончилось до войны, получили право устраиваться на работу, хотя защита от депортации была им предоставлена с самого начала. В апреле суд Тель-Авива обнародовал данные о том, что сотрудники Управления народонаселения и иммиграции МВД десятки раз пытались незаконно депортировать украинских беженцев, причем делали это, сознательно нарушая судебные постановления. Ни министр Аелет Шакед, ни генеральный директор МВД Томер Москович не скрывали, что такую политику они проводят по убеждению – чтобы защитить Израиль от потенциальных нелегалов. «Я страж государственной границы!» - пафосно заявлял Москович журналистам, обещая, что нарушителям не удастся разжалобить миграционную службу, «даже если их дома завтра взорвут».
Со своей стороны, министр Шакед попыталась в одностороннем порядке – и тоже совершенно незаконно – отменить безвизовый режим с Украиной и ввести систему разрешений на въезд, причем на практике получить это разрешение было невозможно. Пока это постановление заблокировал БАГАЦ, но неизвестно, что будет дальше. Теперь, когда Шакед стала главой «Ямины», ей нужно заручиться поддержкой электората, для которого каждый нееврей, пересекающий границу Израиля, – угроза национальному характеру государства. Таких людей в стране достаточно, неслучайно проблема беженцев до недавнего времени оставалась где-то на задворках общественной дискуссии и, казалось, совершенно не волнует израильских политиков. За права беженцев боролись несколько адвокатов, судьи, журналисты, волонтеры… и всё. Где были лидеры партий, члены кабинета? Почему они молчали? Потому что у них были более важные дела… или они негласно одобряют тактику МВД, просто не хотят явно афишировать свои взгляды?
Мы прекрасно знаем, что такой подход к «защите границ» практикуется у нас уже много лет. Его жертвами в разное время были приезжающие из России, Грузии, Украины… Как только где-то в мире случается беда или ухудшается экономическое положение, гражданам этой страны, если они не евреи, становится трудно попасть в Израиль. Их задерживают в аэропорту, допрашивают по многу часов, депортируют, отказывают во въездных визах. И эти меры вызывают у ряда израильтян если не одобрение, то по крайней мере понимание, даже когда речь идет о женщинах, детях и стариках, спасающихся от войны. Мы же и так принимаем евреев со всех концов мира и из горячих точек! Пусть украинцы едут в другие страны, где им готовят гораздо более теплый прием. Израиль – государство для евреев! Когда нашему народу грозило уничтожение, нас никто не ждал и не спасал… Такие разговоры можно услышать на улице, встретить в соцсетях и официальных СМИ. Возможно, они звучат и в кулуарах Кнессета, и на правительственных заседаниях, но с оглядкой, ведь сегодня в цивилизованном мире принято помогать Украине и украинцам, и наши западные партнеры нас не поймут и осудят. И все же нет сомнений: «стражи границ государства» из МВД действовали и продолжают действовать с молчаливого одобрения вышестоящих руководителей.
Этих исполнителей, охраняющих границу от женщин и детей, безусловно, сдадут, когда их деятельность привлечет слишком много внимания и станет предметом расследования. Тогда ведущие политики заявят, что они ни сном, ни духом не подозревали о творящихся в министерстве безобразиях. Сама же Аелет Шакед не может рассчитывать даже на поддержку тех своих коллег, которые разделяют ее взгляды, ведь она – их конкурент в борьбе за правого избирателя. Перед выборами никто не станет работать на рейтинг соперника.
Именно выборы – та причина, по которой история с безвизом вдруг обрела такой резонанс. Выборы превращают любую проблему в источник электорального капитала. Здесь нет ничего нового: уже тридцать лет многие деятели зарабатывают себе этот капитал, защищая «настоящий» Израиль. Только изначально угрозой еврейскому характеру были не беженцы, а русскоязычные олим с их Новым годом. Другие в это же время позиционировали себя защитниками светского, свободного, русскоговорящего Израиля, и тоже получали свои политические дивиденды. То же самое повторяется сейчас, только с поправкой на украинскую ситуацию. Похоже, Израилю не хватает реальных врагов, раз политики каждый раз придумывают новые угрозы, чтобы показательно защищать от них страну.
Автор: Ира Коган.