Америку больше не волнует Израиль
Американский госсекретарь Джон Керри приехал в Израиль и сообщил, что Белый дом беспокоит ситуация в Еврейском государстве. Однако из его речи на американо-израильском форуме Сабана стало очевидно: администрацию США беспокоит, прежде всего, государство Палестина, а точнее, сокращение шансов на его появление и возможный крах нынешней формы палестинского самоуправления. В нынешних условиях, сказал Керри, палестинская экономика рискует рухнуть, что приведет к новому взрыву насилия. Израилю тогда придется возвращать войска на Западный берег и тратить миллиарды, чтобы обеспечить палестинцам образование, медицинские и социальные услуги. "Готов ли к этому Израиль?" - риторически вопрошает Керри и настойчиво рекомендует приложить максимум усилий к сохранению палестинской администрации. А для этого необходим прорыв в палестино-израильском урегулировании.
Керри предлагает созвать с этой целью международную конференцию с участием Египта, Иордании и стран Персидского залива. Но прежде всего - ограничить строительство поселений, которые международное сообщество считает главным препятствием к миру. Если же палестинское государство не будет создано, то и Израиль не сможет считаться демократическим государством. Этот самое странное из высказываний Керри, поскольку Израиль был демократическим государством еще в те времена, когда никакого палестинского самоуправления не существовало.
Помимо "кнута" в виде угрозы возвращения контроля над палестинскими территориями, представитель Белого дома пользуется "пряниками". По его мнению, укрепление палестинской экономики и усиление административного ресурса будет способствовать безопасности самого еврейского государства, а разрешение конфликта приведет к признанию Израиля в арабском мире.
По сути, Белый дом расписывается в своей беспомощности при решении палестинской проблемы и возлагает на Израиль двойную ответственность. Во-первых, за отсутствие мирных переговоров – как будто можно вести переговоры в условиях непрекращающегося террора. А во-вторых, ответственность за судьбу жителей автономии, которые всеми силами пытаются доказать, что скорее готовы умереть шахидами, чем жить под "сионистской оккупацией".
Для всех очевидно, что США теряют свое влияние на всем Ближнем Востоке. Палестино-израильский диалог – последний шанс Обамы показать себя именно тем миротворцем, каким его считали когда-то. Но Израиль противостоит давлению, и рычагов воздействия на него у Вашингтона практически не осталось. Одновременно прекращены контакты Иерусалима с Евросоюзом по вопросам урегулирования.
В этом можно усмотреть курс на изоляцию Израиля, но также и растущую независимость от международного общественного мнения. Момент для укрепления этой независимости кажется подходящим – в регионе бушуют такие бури, что Западу почти нет дела до палестинского государства. Не случайно Керри занимается уговорами – скорее для очистки совести, чем рассчитывая на результат.
Однако Израилю не стоит радоваться раньше времени. Свято место ближневосточного миротворца пусто не бывает, и сегодня на него в первую очередь претендует Россия. Для Путина возможность добиться создания палестинского государства - не только слава великого миротворца, но и повод лягнуть Обаму и всех американских лидеров, которые безуспешно пытались добиться палестино-израильского примирения.
В Белом доме не могут не понимать, какая угроза таится здесь для Израиля. Но, по-видимому, Обаму уже не беспокоит судьба еврейского государства. Причин такого равнодушия может быть несколько. Первая, самая "уважительная" для нас, но и самая опасная – что Нетаниягу своими дерзкими демашами сумел убедить американского президента способности Израиля защитить себя и праве самостоятельно выбирать свой путь. Это грозит нам не только отстранением США от процесса урегулирования (что было бы не так уж плохо), но и ограничением дипломатической поддержки и даже, не исключено, сокращением военной помощи. Второй вариант, тоже достаточно рискованный – обида Обамы на упрямство израильского правительства, которое не шло навстречу его миротворческим усилиям. Хотя традиции американской политики не позволят ему полностью лишить Израиль поддержки, эти настроения могут быть оказаться ощутимы в ближайшем будущем.
Еще одна возможная причина – попытка припугнуть Израиль, показать, что он останется без Старшего брата в нынешней взрывоопасной обстановке.
В любом случае последствия такого поворота не так страшны, если они вызваны личным решением Обамы, чья каденция близится к завершению. Но не исключено, что охлаждение к Ближнему Востоку и Израилю – новая стратегия Штатов, которой будет придерживаться и следующий президент. Тогда Израилю придется готовиться ко всяким неожиданностям.