Зачем нам новый Ближний Восток?

Зачем нам новый Ближний Восток?

В то время как в Восточной Европе бушует война и царит неопределенность, обычно неспокойный Ближний Восток неожиданно подает пример сотрудничества и взаимодействия. Главы внешнеполитических ведомств ОАЭ, Бахрейна, Марокко и Египта прибыли в Израиль на переговоры со своим коллегой Яиром Лапидом и госсекретарем США Энтони Блинкеном. Сама по себе такая встреча на территории еврейского государства – уже сенсация, даже если она не принесет ощутимых практических результатов. Политики называют ее историческим событием, тем более что, помимо участников «соглашений Авраама», на переговоры приглашены представители наших ближайших соседей Египта и Иордании. Правда, среди гостей нет чиновников из Саудовской Аравии – признанного лидера суннитского мира, но эту досадную мелочь можно проигнорировать. 

Станет ли наш регион новым оазисом мира и процветания, в котором Израиль будет играть ведущую роль? Об этом с гордостью рассуждают сегодня израильские лидеры. В своих миротворческих амбициях Лапид и Беннет уже догнали и перегнали Нетаниягу, но на деле перспективы пока очень и очень туманны. 

Верно, у Израиля и арабских стран есть общие интересы, и главный из них – неприятие иранской ядерной программы. Общий враг, как известно, - самая крепкая основа для дружбы, объединяющая даже недавних противников. Израильские власти не скрывают, что они воспользовались визитом Блинкена, чтобы собрать вместе союзников США и показать, насколько они едины и непримиримы в этом вопросе. Как известно, Вашингтон продолжает вести с Тегераном переговоры по возобновлению ядерной сделки и отказываются включить в список террористических организаций хуситов - йеменскую группировку, курируемую Ираном, которая уже много лет досаждает своим соседям. Именно возможность лишний раз пообщаться с американским госсекретарем и попробовать повлиять на позицию Белого дома стала главным фактором, который заставил арабских министров принять приглашение израильтян. 
Что касается Израиля, то главная его ценность для союзников – в его боеспособности. Заявление Яира Лапида о том, что «Израиль сделает все, что сочтет нужным, чтобы остановить иранскую ядерную программу», дает нашим новым партнерам надежду, что армия еврейского государства в одиночку избавит их от угрозы из Тегерана. Ради обсуждения этого варианта арабские чиновники согласились приехать в Сде-Бокер – но не в Иерусалим, где рассчитывала провести саммит израильская сторона. Наши союзники до сих пор не готовы позволить себе даже малейшего намека на признание Иерусалима столицей еврейского государства, и вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. 

Организаторы встречи прекрасно поняли этот посыл, но отнеслись к нему с пониманием, сделав вид, что не увидели здесь оскорбления. В самом деле, не стоит торопиться, шаг за шагом мы придем и к встречам в Иерусалиме. Ведь нас объединяет не только Иран; к примеру, на встрече обсуждается сотрудничество в сфере добычи природного газа, особенно актуальный в свете нынешнего передела рынка энергоносителей. Израильскому правительству искренне хочется в это верить, но действительно ли нефтяные монархии заинтересованы в появлении нового конкурента в лице Израиля? Или они просто готовы говорить о чем угодно, хоть о газе, ради Ирана и Блинкена?

В последнее время в регионе почти полностью исчезла из обсуждения палестинская тема. Лидера ПНА Махмуда Аббаса очень огорчает, что арабское сообщество, да и весь остальной мир забыл о «страданиях» его народа в свете более серьезных событий. Во время переговоров в Сде-Бокер палестинский радикализм старается напомнить о себе, как умеет - с помощью терактов, которые могут перерасти в новый виток эскалации. Сохранят ли наши союзники расположение к Израилю, если дело дойдет до военной операции, или они предпочтут проявить привычную арабскую солидарность? 

Есть еще один важный фактор, который способен свести на нет создание арабо-израильского альянса. Война в Украине усиливает глобальные экономические проблемы, ведет к повышению цен и грозит продовольственным кризисом, в первую очередь в бедных странах. Как напомнила недавно председатель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева, схожая ситуация сложилась накануне событий «арабской весны». Угроза протестов и восстаний заставит правительства арабских стран прислушаться к голосу масс, которые традиционно ненавидят Израиль. Не исключено, что в этом случае «соглашения Авраама» будут не только заморожены, но и демонстративно разорваны. Стратегическое партнерство против Ирана будет осуществляться негласно, без официальных встреч и громких заявлений об общих целях и взаимовыгодном сотрудничестве; о мирном и едином Ближнем Востоке придется забыть на неопределенное время, если не навсегда. Да и возможно ли единство, опирающееся исключительно на оборонные интересы? Следует честно признаться: наши технологии, наш рынок, наши туристы интересуют арабский мир лишь как необязательный бонус к нашим ракетам, разведке и умению воевать. При этом наши новые, точнее, временные партнеры, прекрасно понимают, что противостоять иранской ядерной программе мы будем в любом случае, с их поддержкой или без. Таким образом, арабский мир готов дружить с Израилем, пока ему это выгодно и не создает для него особых проблем.

Понимают ли наши политики, насколько непрочен и ненадежен нынешний дипломатический процесс? Какую цену они согласны заплатить ради того, чтобы министры из арабских стран поужинали в отеле рядом с могилой Бен Гуриона? Уже сегодня почти полностью заморожено еврейское строительство в Иудее и Самарии, в полном соответствии с требованием Штатов прекратить расширение поселений на Западном берегу. Выдано разрешение на въезд двадцати тысяч рабочих из Газы, о чем гордо заявил наш премьер после встречи с американским госсекретарем. Пока не видно адекватного ответа на недавние теракты, несомненно, приуроченные к визиту Блинкена и саммиту в Негеве. Если именно так выглядит путь к новому Ближнему Востоку, то вряд ли нам нужно по нему идти.   

Автор//: Ирина Петрова
 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK