Шаги в одну и ту же сторону

Шаги в одну и ту же сторону

Сообщение о том, что армия покидает Газу, вызвало в Израиле разочарование и недоумение, граничащее с отчаянием. С самого начала израильтян насторожило словосочетание «односторонние шаги». Увы, мы привыкли, что в одностороннем порядке наше государство обычно отступает. Самый яркий пример – одностороннее размежевание с Газой, плоды которого мы пожинаем до сих пор.

Ряд политических деятелей, а также высшие офицеры ЦАХАЛа выступили против сворачивания операции, поскольку ее цели не достигнуты. Главной проблемой Газы были и остались ракетные обстрелы, и эта проблема не решена, как мы могли убедиться за считанные минуты до объявленного на вторник прекращения огня.

На наше одностороннее отступление террористы ожидаемо ответили ракетными залпами, хотя двусторонние соглашения значат для них так же мало. Нынешняя волна эскалации стала нарушением перемирия, заключенного в 2012 году. За время операции «Несокрушимая скала» ХАМАС постоянно нарушал гуманитарные прекращения огня - и согласованные, и принятые по своей инициативе, и объявленные Израилем в одностороннем порядке. 15 июля, накануне наземной операции, власти Газы отвергли перемирие, предложенное Египтом.

Согласно заявления Нетаниягу, армия в дальнейшем будет реагировать на возможные атаки ХАМАСа посредством артиллерии и авиации – таким образом, жертв среди солдат станет значительно меньше. Но наученное горьким опытом население Израиля подозревает за этими словами лишь стремление подсластить горькую пилюлю отступления.

Но так ли безнадежны односторонние шаги? Всегда ли они означают отступление? В одностороннем порядке было провозглашено государство Израиль, начаты Шестидневная война и многие военные операции, аннексированы Голанские высоты и Восточный Иерусалим. Большая часть побед Израиля достигнута односторонними шагами, а вот поражения и ошибки часто оказывались результатом взаимных договоренностей (вспомнить хотя бы соглашения Осло). Правительство обещает продолжать ограниченную наземную операцию по разрушению тоннелей столько, сколько потребуется, - и это тоже односторонние шаги. Вопрос, что будет дальше? На каких условиях будет заключено новое долгосрочное перемирие?

ХАМАС добивается открытия границ, которое поможет ему в короткое время восстановить свою инфраструктуру и вооружения. США уже давно поддерживают требования экстремистов о снятии сухопутной и морской блокады и хотят сохранить их власть в Газе. Вашингтон объясняет это тем, что режим, который придет на смену, может оказаться еще хуже. С «односторонней» позиции Израиля хуже вряд ли возможно, но удастся ли Израилю эту позицию отстоять?

В Белом доме также рассчитывают, что переговоры о прекращении огня помогут возобновление диалога между Израилем и ПНА, который повлечет за собой новые территориальные уступки. Того же мнения придерживаются и израильские левые – например, лидер МЕРЕЦ Захава Гальон считает, что правительство обязано заключить соглашение с ХАМАСом, опираясь на «умеренных» партнеров в Рамалле.

Оптимально для Израиля было бы и дальше осуществлять односторонние шаги в правильном для себя направлении. Такие шаги принесут больше пользы, чем выкручивающие руки соглашения. И здесь, как считает ряд экспертов, быстрое завершение активной фазы наземной операции поможет Израилю избежать международного давления и, возможно, в сотрудничестве с Египтом, удержать ХАМАС в изоляции. Решения, которые предлагаются извне, – например, международный контроль над Газой или введение миротворческого контингента – чрезвычайно опасны. Опыт Ливана показывает, что миротворцы не мешают террористам атаковать Израиль, зато служат препятствием для действий ЦАХАЛа.

Но даже при самом верном расчете отступление под огнем подрывает моральный дух армии и народа, а террористам дает повод праздновать победу. Впрочем, этот повод всегда найдется. Идеологи ХАМАСа уже объявляют себя победителями, и отчасти они правы, поскольку рано или поздно у них опять появятся ресурсы для нападения на «сионистское образование». В отличие от Израиля, им не грозит критика населения, которое просто на это не осмелится, и их не волнует реакция международного сообщества. Поэтому на ликование ХАМАСа можно не обращать внимания. Значительно хуже, что проявление якобы слабости Израиля провоцируют экстремистов на Западном берегу, о чем свидетельствуют террористические атаки в Иерусалиме.

И все же пока рано говорить, было ли одностороннее отступление ошибкой. В конце концов, военную операцию при необходимости можно возобновить. Все зависит от того, какие шаги Израиль предпримет дальше. Будут ли они сделаны в одностороннем порядке, но в интересах безопасности страны, или в уже привычную сторону уступок и убийственных соглашений.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK