Равноправие с поправками
Парламентская комиссия по равному распределению бремени приняла в первом чтении законопроект о воинской обязанности ультраортодоксов. Над его текстом долго работали премьер-министр Биньямин Нетаниягу, министр финансов Яир Лапид и министр экономики Нафтали Беннет. Главным камнем преткновения было введение уголовных санкций против уклонистов - на этом особенно настаивал Лапид. Сегодня министр с триумфом сообщает, что скоро ситуация в стране изменится. Но так ли это?
Согласно этому документу, с 2017 года призыву будут подлежать ультраортодоксальные мужчины, достигшие 21 года (а не 18, как у светских). Только 1800 особо одаренных получат освобождение для учебы в йешивах. Тем, кто избегает службы, предоставляется от полугода до года, чтобы добровольно явиться на призывные пункты. По прошествии этого срока против уклонистов будет применяться уголовные санкции.
Еще до того, как прекратила действовать поправка Таля, освобождающая учащихся йешив от призыва, в Израиле предпринимались малоуспешные попытки восстановить равноправие в отношении армейской службы. В 2001 году появилось первое ультраортодоксальное подразделение – НАХАЛЬ Хареди, в 2007-м создана программа «ШАХАР кахоль» для привлечения йешиботников к службе на технических должностях ВВС ЦАХАЛа. Есть и другие армейские программы для харедим, но число служащих в этой среде до сих пор не превышает нескольких тысяч, в то время как освобождение получают уже более 60 тысяч. Проблема год от года становится все острее – в текущем десятилетии ультраортодоксы уже будут составлять 25% от молодежи призывного возраста.
В 2008 году тогдашний генсек партии «Авода» Эйтан Кабель разработал законопроект, согласно которому израильские арабы, ультраортодоксы и молодые люди, признанные негодными к военной службе, должны были в обязательном порядке проходить альтернативную службу. Для уклонистов предусматривалось лишение избирательного права, запрет на получение водительских прав, запрет на изучение престижных специальностей в университетах. Этот законопроект так и не был принят, к тому же подвергся острой критике за нарушение основных гражданских прав и свобод.
Новый закон также стал объектом нападок, в первую очередь, со стороны ультаортодоксальных деятелей, которые грозят окончательно порвать с правительством, «преследующим религию». Раввины обещают игнорировать новый закон и учить Тору, несмотря ни на что. Особое возмущение у них вызывает Нафтали Беннет, лидер религиозной партии «Еврейский дом», уступивший Лапиду.
Представители левого лагеря, со своей стороны, недовольны половинчатыми мерами, предлагаемыми законопроектом. Харедим по-прежнему пользуются льготами, недоступными светской молодежи. Они призываются в армию позже ( в отдельных случаях службу можно отложить до 24 лет), а освобождаются от воинской обязанности уже в 26 лет. По сути, призывник-ультраортодокс сам вправе решать, какую службу ему выбрать – военную или альтернативную. Йешивы смогут задействовать своих учащихся - призывников в рамках альтернативной службы. Религиозные девушки как не служили, так и не будут служить. Иными словами, речь идет об очень относительном равноправии, с поправками в пользу харедим.
Существует и третье мнение: принуждение к службе пойдет во вред армии, которая получит немотивированных солдат. Наконец, многие считают, что создание особых условий для военнослужащих-харедим (строгий кашрут, отведенное время для молитв, отсутствие девушек в подразделениях и т.п.) потребует слишком больших затрат по сравнению с эффективностью всеобщего призыва.
Возможно, последняя точка зрения справедлива – ЦАХАЛ способен обойтись без харедим. Но государству необходимо вывести на рынок труда хотя бы часть населения, которое живет на пособия, не вносит никакого вклада в экономику страны (речь, разумеется, идет о неработающих ультраортодоксах) и при этом непрерывно растет. Сама по себе армейская служба не решает этой проблемы: с экономической точки зрения армия – не меньшая обуза для бюджета. Но инициаторы закона рассчитывают, что для ортодоксальной молодежи она станет таким же социальным лифтом, как и для многих светских молодых людей – они получат профессию и пойдут работать. Опасения, что харедим отнимут у светских рабочие места, беспочвенны – чем больше работающих, тем быстрее развивается экономика. В любом случае, от работающих ортодоксов стране будет больше пользы, чем от получателей пособий.
Оправдается ли этот расчет – неизвестно. Возможно, сегодня молодые харедим действительно надеются получить в армии специальность, а потом и работу. Но не исключено, что из армейских палаток они вернутся в йешивы и снова сядут на шею государству - именно этого будет добиваться ультраортодоксальная верхушка в стремлении сохранить свое влияние на паству. И тогда эксперимент по восстановлению равноправия провалится.
Но об этом мы узнаем лишь через несколько лет. А в ближайшее время новый закон, скорее всего, вызовет обострение религиозных войн. У Израиля уже есть опыт многотысячных демонстраций харедим только из-за одного арестованного уклониста. Можно представить себе, что произойдет, когда их начнут уголовно преследовать в массовом порядке.
Похоже, что и само ультраортодоксальное общество ждут большие потрясение и даже идеологический раскол. Часть его лидеров, по-видимому, все же примет новые правила, другая часть будет вести войну с государством.
Наиболее вероятно, что закон, даже если он будет принят, не приведет к существенным изменениям. Его выполнение намечено на следующую каденцию, а потому, считают многие обозреватели, велик шанс, что новое правительство его отменит либо спустит на тормозах. Но главная беда в том, что в нынешней формулировке законопроекта больше популизма, чем реального равноправия, которое подразумевает, что льготы и привилегии предоставляются всем слоям населения.