Израиль сменил посредников?
Прорыв в переговорах - срыв переговоров, перемирие закончено - перемирие продлено, Израиль согласился - Израиль отверг предложения… В последние дни СМИ и общество живут исключительно слухами. Наученные опытом, люди готовятся к худшему - отсчитывают часы и проветривают бомбоубежища.
Однозначные выводы можно сделать лишь по немногим достоверным фактам. Например, несомненный факт – очередное «последнее и окончательное» перемирие, предложенное ХАМАСом. Это означает, что боевики Газы, несмотря на их грозные заявления, нуждаются в передышке. Маловероятно, что речь идет о том, чтобы выгадать еще несколько дней – в условиях полной изоляции Газы они не сыграют роли. Террористам нужно длительное перемирие, и у них есть причины считать, что они получат долговременное прекращение огня на тех условиях, которые они изначально предъявляли Израилю. Главное из них – снятие блокады Газы.
По недавно появившейся информации (которая тоже может оказаться слухами), Иерусалим уже согласился на это условие после секретных переговоров, которые провели госсекретарь США Джон Керри и израильский премьер Биньямин Нетаниягу. Как сообщают израильские источники, Нетаниягу не станет возражать против перевода денег на зарплаты хамасовским чиновникам в Газе и поставку стройматериалов для восстановления сектора под наблюдением международных посредников.
Блокада будет сниматься постепенно, как на суше, так и на море. Обсуждение строительства порта и аэропорта откладывается на месяц, как и освобождение заключенных. В течение шести месяцев будет расширена зона рыболовства для жителей Газы, в течение года – проблема электроснабжения.
Если существование такого соглашения – правда, то оно не лучше и не хуже того, к которому могли прийти стороны в ходе переговоров с участием Израиля, Египта и палестинской делегации. Вопросы вызывают только тайные контакты Нетаниягу с Керри за спиной у узкого кабинета. Можно допустить, что премьер использовал переговоры в Каире, чтобы восстановить отношения с Вашингтоном и дать возможность Керри и Обаме считать, что они контролируют ситуацию.
Главный камень преткновения – демилитаризация Газы. О том, что Израиль отказался от этого требования, уже сообщили, как о своей дипломатической победе, лидеры ХАМАСа. Но если вдуматься, то это условие, даже будучи принятым, вряд ли может быть выполнено. Как можно провести демилитаризацию, если официально никакой армии в секторе нет? Рассчитывать, что боевики добровольно сдадут оружие, а их командиры укажут расположение ракетных складов и сохранившихся туннелей, как сделало правительство Асада в отношении запасов химического оружия? Даже при согласии ХАМАСа на это вряд ли пойдут все группировки, включая “Исламский джихад” и более мелкие банды.
Второй вопрос: кто будет разоружать ХАМАС? Разумеется, не Израиль, а силы безопасности ПНА. В этом случае оружие (по крайней мере, большая его часть) быстро вернется в прежние руки. Или, может, быть контроль над ракетными складами по старой памяти возьмет на себя Агентство ООН по делам беженцев?
Если вдруг допустить, что террористы не хотят больше воевать с Израилем, то они сами откажутся от оружия. В противном случае никакие соглашения не помешают им рыть новые туннели и собирать “кассамы” на секретных заводах.
Тем временем госсекретарь США собирается в Израиль, чтобы продемонстрировать нерушимые связи между двумя нашими странами. Сообщается, что все поставки оружия Израилю, включая замороженную отправку ракет, будут выполнены вовремя и в полном объеме. США также намерены принять участие в международной конференции по восстановлению Газы.
Таким образом, Вашингтон возвращает себе ведущую роль в решении палестино-израильского конфликта, не отдавая его на откуп Египту, Израилю и Аббасу. Вряд ли Штаты могут дать Иерусалиму какие-то гарантии выполнения всех условий соглашения. Скорее речь идет о поддержке на уровне международных организаций, которая вскоре может понадобиться еврейскому государству. Иначе никак нельзя объяснить, зачем Нетаниягу пошел на поводу у Керри.
Характерно, что ХАМАС ведет себя так, будто уверен в успехе переговоров. Были ли его руководители в курсе тайных контактов Керри и Нетаниягу? Если так, то узнали о них, разумеется, не от американцев, а от своих спонсоров в Дохе. Именно Катар, стоя за спиной Керри, дергает за ниточки переговоров, которые должны непосредственно касаться только трех сторон. И тайно достигнутое соглашение, очевидно, вполне его устраивает, а возможно, им и продиктовано. Таким образом, фактическими посредниками в диалоге Израиля с ХАМАСом, вместо Египта и ПНА, реально заинтересованных в ослаблении ХАМАСа, становятся США и Катар. Выгода от этой перемены довольно сомнительна.