Газа: все вернется вновь
У политиков и экспертов нет недостатка в проектах будущего развития и обустройства сектора Газы. Вот только ни один из этих амбициозных планов не выдерживает критики. Если генералы, по старой пословице, всегда готовятся к прошлой войне, то мировые лидеры, похоже, готовятся ликвидировать последствия войны позапрошлой. Так, авторы некоторых предложений опираются на пример успешного преобразования Германии и Японии после Второй мировой. Но и другие идеи немногим лучше.
В одном мировое сообщество единодушно: ХАМАСу больше не место в Газе. Дело за малым: кто это место займет?
Вариант 1. Сначала – государство Палестина
Многим кажется логичным, что контроль над Газой возьмет ПНА в лице Абу Мазена и его команды. Но глава автономии, во-первых, слишком осторожен, чтобы лезть в хамасовское гнездо, а во-вторых, слишком стар. Он знает наверняка, что не доживет до возрождения сектора (если оно вообще случится). У него другая цель – войти в историю создателем палестинского государства. Поэтому главное условие его участия в любых международных планах: сначала – официально признанное государство Палестина в границах 1967 года, и уже потом все остальное. Хотя концепция двух государств снова вошла в моду, палестинцы вряд ли получат суверенитет на своих условиях, по крайней мере, пока это зависит от Израиля. Судьбу Газы придется решать раньше - и без Аббаса.
Вариант 2. Союз жабы и гадюки
Представители ФАТХа и ХАМАСа уже проводят закулисные встречи, пытаясь прийти к соглашению «без Аббаса». Подразумевается, что ФАТХ будет обеспечивать легитимность власти, ХАМАС – ее ресурсы. Однако, судя по предыдущему опыту, этот союз жабы и гадюки бывает плодотворным лишь тогда, когда речь идет о борьбе с «сионистским образованием». Кроме того, ни одно из этих движений по отдельности не сумело построить нормальную гражданскую структуру там, где оно обладало властью, – на Западном берегу и в Газе. И наконец, даже при поддержке арабских стран палестинцам будет трудно продать мировому сообществу проект управления сектором с участием ХАМАСа.
Вариант 3. Вся власть хамулам!
В ситуации безвластия власть в арабских общинах переходит в руки семейных кланов, называемых хамулами, или криминальных элементов. ЦАХАЛ даже пытался налаживать контакты с некоторыми хамулами, не симпатизирующими ХАМАСу. Но почти никто не пошел сотрудничество; видимо, в Газе не уверены, что старая власть не вернется. Да и сама по себе идея слишком уж напоминает давнюю ставку Израиля на ХАМАС как на «мирную», на первом этапе, альтернативу ООП.
Вариант 4. У двадцати нянек
На Западе недавно вышел обширный доклад, который предлагает для Газы «власть представителей Большой двадцатки, во главе с США и за исключением России и Китая». Видимо, авторам кажется, что в секторе недостаточно хаоса. Особенно впечатляет идея «перевоспитания» населения Газы, искоренения радикальных настроений. Дорогие друзья, не начать ли вам со своих радикалов? Не повоспитывать ли вам пропалестинские толпы, громящие ваши города, прежде чем лезть в разоренную, озлобленную Газу?
Подобные проекты нереальны уже потому, что вряд ли удастся уговорить хотя бы часть потенциальных правителей подписаться на это сомнительное мероприятие. Да и те, кто на это пойдет, погрязнут в разногласиях.
Также звучат предложения разделить Газу на зоны – израильскую, египетскую, американскую, саудовскую… Но любые попытки совместного контроля над проблемной территорией обречены на провал. Если у семи нянек дитя без глазу, то у двадцати оно и вовсе останется без глаз – и без власти.
Вариант 5. Арабская солидарность
Западные идеологи апеллируют к арабской солидарности богатых стран региона. Между тем, в арабской иерархии палестинцы занимают самую нижнюю ступень, и их судьба волнует шейхов и эмиров лишь на словах. Нефтяные монархии, может, и выделят определенные суммы, чтобы отстроить Газу, но не собираются брать ответственность за все, там происходящее.
Вариант последний. Без вариантов
От Израиля требуют, чтобы именно он представил реальный работающий план послевоенной Газы. Многие напрямую обвиняют правительство и лично Нетаниягу в том, что армия не может эффективно действовать в отсутствие такого плана. Но что нового может предложить наше правительство, если весь остальной мир расписывается в беспомощности? Израиль не должен осуществлять политическую власть и вести экономическую деятельность в Газе – у нас нет для этого ресурсов, и это вызовет новые обвинения в оккупации и политические бури внутри страны. Да, мы готовы на временное военное сдерживание, но здесь нас ждут постоянные столкновения, гибель наших военных, обстрелы, теракты - все, как было в прошлом столетии, до выхода армии из сектора. И вечная погоня за неуловимым ХАМАСом, который, похоже, не собирается никому отдавать Газу.
Впрочем, никто не горит желанием ее забрать. Именно поэтому терроризм неискореним – он пускает корни в тех гнилых местах, о которых цивилизованный мир проливает лицемерные слезы, но предпочитает откупиться и не пачкать об них руки и репутацию.