Владимир Иванов, учитель звезд
В Израиль едет спектакль "Будьте здоровы, мсье!". Хороший спектакль, качественный, с богатой и знатной "родословной" - "родился" он в Театре Вахтангова, где прошел 600 раз в течение 20 лет! К нам спектакль "Будьте здоровы, мсье!" приезжает антрепризой Театрального дома "Миллениум", причем в звании лучшего антрепризного спектакля сезона. Поставил его режиссер Владимир Иванов, заслуженный артист и заслуженный деятель культуры России, знакомый нам по ролям в фильмах "Командир счастливой Щуки", "Вечный зов", "Разные люди", "Экипаж" и многим другим. Вот уже много лет Владимир Владимирович служит в Театре имени Евг. Вахтангова, теперь в качестве штатного режиссера, а также преподает в знаменитом Театральном институте имени Щукина.
- Владимир Владимирович, если применять спортивную терминологию, то вы - играющий тренер: раньше были актером, а теперь - режиссер и учитель актеров. Знание актерской профессии "изнутри" помогает в работе?
- Да, вы правы, я начинал как актер - окончил Щукинское училище и долгое время работал в Вахтанговском театре именно в таком качестве. Потом стал ставить спектакли - и сейчас в репертуаре Театра имени Вахтангова несколько моих спектаклей. Например, я поставил "Дядюшкин сон" по Достоевскому с Владимиром Абрамовичем Этушем и Марией Ароновой, которая, кстати, была моей студенткой, я ведь еще и преподаю. Я - профессор кафедры актерского мастерства, так что, можно сказать, режиссер я самый что ни на есть актерский. И главным своим достижением в качестве режиссера я считаю хорошую игру актеров.
- Вы в 90-е годы приняли решение завершить актерскую карьеру, добровольно отказались и от власти над залом, и от аплодисментов, и от прочих приятных и волнующих моментов, сопровождающих актерскую жизнь... Трудно было принять это решение?
- Нет, совсем нетрудно, потому что к этому времени я в училище занимался выпуском дипломных спектаклей со своими студентами (а в этом году я набрал уже свой четвертый курс). Это была учебная режиссура, которой я уделял много времени, поэтому никакой трагедии в том, что актерская моя карьера закончилась, не было. Мне было что делать!
- Всем известно, как проходят вступительные экзамены в театральные вузы. Были ли у вас случаи, когда очевидное дарование оставалось за бортом, то есть вы его не приняли, а он все-таки стал артистом, и очень хорошим? Можно ли еще на самом первом этапе "угадать" перспективность абитуриента?
- Я всегда говорю своим студентам: "В том, что у вас есть дарование, вашей заслуги нет, потому что это - дар Божий. В том, что у вас такие замечательные данные, тоже вашей заслуги нет, это постарались мама с папой. А вот как вы всем этим богатством распорядитесь, как вы его сможете реализовать, - зависит только от вас!" И часто бывает, что именно способность к самореализации играет огромную роль, иногда даже и бо́льшую, чем то дарование, которое отпущено человеку. Хотя, конечно, когда набирается курс, все-таки есть различие между людьми, которые одарены и обладают данными, чтобы заниматься этой профессией, и теми, кто одарен меньше. Но это только начало - как дальше все будет развиваться, покажет время!
- Ученики у вас, что и говорить, знаменитые. Вы уже упоминали Марию Аронову, а из более молодых артистов нельзя не назвать Нонну Гришаеву и Александра Олешко. Когда они учились, вы предполагали, что они будут так блистать?
- Дело в том, что все они учились на разных курсах. Нонна - на том курсе, где были Маша Аронова, Аня Дубровская, Паша Сафонов, Володя Епифанцев, Кирилл Пирогов. Это очень известные сейчас актеры, реализовавшиеся и любимые зрителями. А Саша Олешко - со следующего курса. Так сложилось, что они с Нонной сейчас много работают вместе. На пару играли в спектакле "Мадемуазель Нитуш", который и сейчас идет в Вахтанговском театре, только ни Саша, ни Нонна уже в нем не играют. Нонна "досталась" мне, что называется, по наследству: я ее не отбирал, просто она училась на предыдущем курсе и по болезни осталась "на второй год". А Сашу Олешко отбирал я. Конечно, они - одаренные люди, и было понятно, что от них многое можно ожидать!
- Вы являетесь режиссером Театра имени Евгения Вахтангова. Насколько сегодня, в наше непростое время, этот театр сохраняет свои великие традиции? Чем-то все-таки приходится жертвовать?
- Искусство театра существует во времени больше, чем какая-либо творческая деятельность человека. Поэтому либо то, что происходит на сценической площадке, находит непосредственный отклик в зрительном зале, и тогда все в порядке, либо - нет! Ведь ты никому никогда не докажешь, что что-то хорошо, если это не так. Человек, к примеру, написал картину, она никому не приглянулась, но прошло сто лет, на каком-то пыльном чердаке ее нашли и продали за колоссальные деньги, потому что, как оказалось, художник заглянул в будущее. А с театром так не получается: либо сегодня - да, либо потом никому ничего не докажешь! Естественно, меняется время, которое диктует свои законы, и то, что было вчера прекрасно и замечательно, сегодня не представляет интереса для публики! Есть понятие "традиции", есть какие-то корни и истоки, но время чрезвычайно сильно влияет на лицо театра и определяет его.
- Антреприза - относительно новый вид театральной деятельности, который сейчас очень распространен в России. Вы являетесь режиссером, который работает и в репертуарном театре, и в антрепризе - так что вам есть с чем сравнивать. Что вы можете сказать по этому поводу? Не является ли антреприза, грубо говоря, халтурой?
- Надо сказать, что современная российская антреприза в последнее время сильно изменилась. Она стала более требовательна к тому, что делает, затратность постановочных средств теперь намного выше, чем было раньше, и в антрепризу в сейчас пришло очень много очень хороших артистов. Так что могу с уверенностью заявить: антреприза - не халтура! Есть у антрепризы и преимущества перед репертуарным спектаклем спектаклем: когда ты работаешь в театре, ты ограничен возможностями труппы, которая там работает, - в редких случаях в спектакль можно пригласить человека "со стороны". Что же касается антрепризы, то тут действительно можно собрать мощнейшую актерскую команду и сделать то, что зачастую сделать в репертуарном театре невозможно.
- В Израиль вы приезжаете как режиссер спектакля "Будьте здоровы, мсье!" Это комедия-фарс по пьесе французского драматурга Пьера Шено. Чем был обусловлен выбор автора, пьесы и жанра?
- Этот спектакль когда-то шел в Вахтанговском театре. В свое время его поставил замечательный вахтанговский режиссер и вообще одна из знаковых фигур в истории театра Владимир Георгиевич Шлезингер. Он принес эту пьесу в театр и со своим товарищем еще по детскому саду Владимиром Абрамовичем Этушем осуществил постановку. Я тоже был в ней занят, играл одну из ролей и участвовал в премьере. Это был легендарный спектакль, который в течение 20 лет почти 600 раз прошел на сцене Вахтанговского театра. Но время шло, и Владимир Абрамович в какой-то момент понял, что дальше ему очень сложно играть эту роль, потому что она слишком энергетически затратна, требует мощного физического существования на сцене, - ведь это комедия, порою даже гротескная. Тогда ему на смену пришел Вячеслав Анатольевич Шалевич, который тоже долгое время играл в этом спектакле. Ну, а потом пришло такое время, что спектакль, как это иногда бывает, начал разваливаться…
- В Израиль спектакль "Будьте здоровы, мсье!" приезжает уже как антреприза Театрального дома "Миллениум". Каким образом он "воскрес"?
- Так как спектакль был чрезвычайно интересен, а пьеса и существующие в ней коллизии заманчивы, то продюсер Валерий Пономаренко, которому принадлежит театр "Миллениум", решил сохранить его: выкупил у наследников драматурга авторские права и обратился ко мне - как к человеку, который играл в этом спектакле, и как к достаточно известному режиссеру. Владимир Георгиевич Шлезингер был не только режиссером Вахтанговского театра, но и одним из моих учителей по Щукинскому училищу. Этот человек привел меня в педагогику и в свое время пригласил преподавать в училище имени Щукина, когда я был еще молодым актером. Я трепетно отношусь к его памяти и сказал Валерию Карловичу Пономаренко: я сделаю так, чтобы спектакль моего учителя Владимира Георгиевича жил дальше! Я адаптировал его к новым условиям и к совершенно новому актерскому составу, где, правда, остался Вячеслав Шалевич. Но в основе моей постановки - воспоминание об Учителе, которое живо в Вахтанговском театре!
- Вы говорили, что одним из преимуществ антрепризы является то, что можно собрать мощный актерский состав. Судя по вашему спектаклю, вам это удалось! Вы уже упоминали Вячеслава Шалевича. Я могу добавить имена Алексея Гуськова, Лидии Вележевой, Ады Роговцевой и молодых актеров Дениса Матросова и Сергея Рубеко. Трудно было собрать их вместе?
- Могу вам сказать, что буквально вчера я виделся с Александром Анатольевичем Ширвиндтом и поинтересовался: "Как дела?", на что он мне ответил: "Ужас и кошмар! Невозможно собрать НИ-КО-ГО! Кто снимается, кто гастролирует, кто занят на телевидении, кто в кино. Все носятся как угорелые, у всех огромное количество работы "на стороне", поэтому репетиции идут через пень-колоду!" Это происходит в репертуарном театре, в Театре сатиры, которым руководит Александр Анатольевич. А антреприза для людей, которые за нее берутся, часто является возможностью самовыражения. К примеру, вы назвали Алексея Гуськова. Он много снимается, он сегодня весьма ангажированный, замечательно работающий, но очень скучающий по театру артист. Когда ему предложили участвовать в таком спектакле, то он с радостью за эту возможность ухватился. Мало того, буквально на днях я начинаю работу над новой постановкой в Вахтанговском театре по пьесе Горького "Зыковы". На главную роль Антипы Зыкова также был приглашен Алексей Гуськов, и он с такой же радостью дал согласие. И даже "раздвинул" свои съемочные проекты, с тем, чтобы освободить время для репетиций и выпуска спектакля. Это очень "манкая" для актера возможность - оказаться в новой творческой ситуации, с новыми партнерами, как правило, в очень сжатые сроки выпустить спектакль и потом его "катать"! Спектакль "Будьте здоровы, мсье!" в новой редакции существует уже три года.
- Это будут первые ваши гастроли в Израиле?
- Да, и я очень давно хотел к вам попасть, так как один из моих бывших студентов является руководителем православной миссии в Израиле и ждет меня там. Я с удовольствием с ним пообщаюсь. И вообще Израиль - это совершенно чудесная страна, а от перспективы оказаться в этих местах у меня внутри все сжимается в предощущении какого-то замечательного времени, которое можно будет провести на Святой земле!
- И самый последний вопрос: что бы вы пожелали своим потенциальным зрителям?
- Чтобы они поверили в то, что мы очень хотим, чтобы им было хорошо в этот вечер! Нам очень хочется, чтобы то, что мы вложили в этот спектакль, дошло до их сердец, чтобы их сердца распахнулись навстречу нашим, так же, как наши распахнутся навстречу израильским зрителям!
Досье MIGnews
Владимир Владимирович Иванов родился 12 ноября 1947 года. Окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина в 1970 году. В 1972 году принят в труппу Театра имени Евг. Вахтангова. Параллельно с работой в театре с 1978 года преподает на кафедре мастерства актера Щукинского училища, с 1998 года - профессор. Еще во время учебы началось увлечение режиссурой, которое первоначально ограничивалось студенческими дипломными спектаклями и ассистированием на постановках Роберта Стуруа и Петра Фоменко, а впоследствии переродилось в одно из основных направлений творческой деятельности. В 1990-е годы Иванов завершил актерскую карьеру, сосредоточившись на режиссуре, педагогике и общественной деятельности. Сегодня Владимир Владимирович - один из ведущих педагогов "Щуки". В качестве художественного руководителя выпустил три курса. Сразу 14 его учеников выпуска 2008 года были приняты в труппу Театра имени Вахтангова, а их дипломный спектакль "Белая акация", поставленный по оперетте Исаака Дунаевского Владимиром Ивановым, был включен в репертуар театра.