Здравствуй, школа!
Стоит израильскому обществу прийти к консенсусу о необходимости преобразовать устаревшую систему школьного образования, как у государства появляются более неотложные дела: война, выборы, экономический кризис, забастовки, снова выборы, снова забастовки... Все так или иначе требует денег, и на школы их не остается. В таком же незавидном положении до недавнего времени находилось и здравоохранение, но ему «повезло» - разразилась коронаэпидемия и больницы оказались на первом месте, пусть не по финансированию, но хотя бы по общественному вниманию. Трудно представить, что должно случиться в стране, чтобы все так же озаботились состоянием школьного обучения.
Сейчас школьный вопрос занимает умы государственных чиновников лишь в одном аспекте: как начать учебный год с минимальными потерями для экономики, что надо сделать, чтобы школьные классы не стали рассадниками новой вспышки заболевания, которая приведет к карантину. Возможность не открывать школы даже не рассматривается: взрослые должны работать, а не сидеть дома с детьми. Исключения или отсрочки могут быть сделаны для так называемых «красных» зон, но поскольку они по большей части находятся в ультраортодоксальном и арабском секторе, эти меры не сильно скажутся на производстве.
Таким образом, задача школы сегодня формулируется так: не навреди экономике. Впрочем, и до «короны» школа воспринималась многими как своего рода камера хранения, где можно оставлять детей, пока родители на работе.
Программа «Учимся в безопасности» обсуждалась правительством с прошлой весны, но в итоге составлена «от фонаря». Запланированное на ближайший год частично удаленное обучение грозит сорваться из-за того, что не все школы обладают необходимой технической базой и не все учителя умеют с ней работать. Все это – позор для страны высоких и технологий и стартапов, тем более что программа компьютеризации школ была декларирована еще в 1998 году.
С тех пор бюджет на нее неуклонно сокращался, и до сих пор более половины школ в стране не подключены к интернету, в классах не хватает компьютеров, да и у детей из неимущих семей они есть далеко не всегда. Министерство образования срочно потратило на закупку компьютеров 1,2 миллиарда шекелей, но в последний момент выяснилось, что их недостаточно. Эта история чем-то напоминает проблемы с аппаратами ИВЛ в начале эпидемии «короны». Может, надо отправить МОСАД добывать школьные компьютеры за границей или попросить их у армии?
В «коронавирусной» программе предусмотрены капсульные классы с ограниченным количеством учеников. Правительство выделило 4,2 миллиарда шекелей, чтобы нанять дополнительных преподавателей и помощников. Все прекрасно, вот только отбор кандидатов начался за 20 дней до 1 сентября. А ведь их надо хотя бы минимально подготовить к педагогической деятельности, распределить по школам, составить расписание... В такой спешке неизбежна путаница, проколы, провалы и все, что в Израиле называют балаганом, причем этот балаган может продолжаться не только в начале учебы, но и в течение всего года. А уж в первые дни все силы педагогических коллективов будут брошены на то, чтобы разобраться самим и объяснить родителям и детям, кто, когда и в каком порядке учится. На саму учебу времени и сил уже не будет.
Зато - на радость ленивым ученикам – в старших классах сокращено количество экзаменов на аттестат зрелости и объем учебного материала: на 10% - по математике для тех, кто сдает на 4-5 единиц, на 30% - по гуманитарным предметам, включая английский язык, на 20% - по теоретическим и технологическим дисциплинам. Как будто наши дети и без того не показывают все более низкие результаты на международных проверочных тестах и не отстают все больше от школьников развитых стран.
Что при этом не снижается, так это школьные поборы. Израильтяне ежегодно выкладывают круглую сумму за наше формально бесплатное образование, снаряжая детей в школу – от учебников и тетрадей до обязательных школьных футболок, оплачивая экскурсии, внеклассные мероприятия, развозку и проч. А в условиях сокращенной программы и половинчатого обучения родителям, которые хотят дать детям реальные знания, придется дополнительно раскошелиться на репетиторов и вспомогательные курсы. К счастью для государства, у нас еще не до конца изжита легендарная еврейская тяга к образованию, какую бы цену не приходилось за него платить. Эта тяга, подкрепленная родительскими расходами, позволяет нашей науке держаться на плаву, но заслуги школьной системы здесь все меньше.
Неудивительно, что престиж учительской профессии невысок и отношение к учителям со стороны общества и государства оставляет желать лучшего. Так, например, правительство не согласно даже на время освободить от работы педагогов, входящих в группу риска. По этому поводу профсоюз учителей угрожает забастовкой с 1 сентября, что, впрочем, не сильно изменит ситуацию для детей – к учебе школы все равно не готовы.
Автор//: Ира Коган