Законы и стены
Министр внутренних дел Арье Дери готовит законопроект, который позволит держать в тюрьме нелегальных иммигрантов, пока они не согласятся покинуть Израиль. Таков ответ на решение БАГАЦа о том, что нельзя лишать «отказников» свободы больше, чем на 60 дней. По сути, оно означает, что, отсидев два месяца в тюрьме, любой нелегал сможет остаться в стране.
Поправка Дери не сильно улучшит положение: государству придется годами содержать тысячи заключенных, а условия израильской тюрьмы для большинства из них предпочтительнее свободной жизни в Африке.
Насильственная депортация на данный момент невозможна, поскольку две страны, с которыми у Израиля заключен договор о приеме мигрантов – Уганда и Руанда, - требуют согласия высылаемых.
Решение о высылке инфильтрантов в третьи страны, где им ничто не угрожает, было принято в 2011 году, но только в 2014 такие страны нашлись.
Вплоть до 2015 года государство поощряло добровольный отъезд, выдавая каждому покидающему Израиль по 3,5 тысяч долларов и билеты на самолет. Но желающих нашлось немного, поэтому с марта 2015 года политика изменилась – тех, кто не хотел уезжать добровольно, начали отправлять за решетку. И вот БАГАЦ своим решением поставил заслон на пути этой практики.
Премьер-министр Нетаниягу оптимистично надеется, что договор с принимающими странами нетрудно будет изменить. К тому же вот-вот появится еще одна страна, готовая принимать высланных из Израиля. Посетив на днях Южный Тель-Авив – место основного проживания африканских нелегалов, Нетаниягу пообещал «вернуть район гражданам Израиля».
Увы – ровно то же самое Биби говорил почти год назад, так же выступая перед жителями Южного Тель-Авива. Но ситуация не изменилась и вряд ли изменится. По данным 2016 года, в стране находятся 41.477 инфильтрантов из Африки – среди них 30.009 граждан Эритреи, 8.130 – Судана и 2.815 –других африканских государств. Что касается иностранных туристов и рабочих, не выехавших из Израиля после окончания действия своих виз, то их число, по приблизительным подсчетам, достигает ста тысяч.
В последнее время среди просителей политического убежища становится все больше туристов из Грузии и Украины. В МВД связывают эту тенденцию с военными действиями в Украине и безвизовым режимом с обеими странами. Но в Израиле не видят в этом особой проблемы и не собираются отменять безвизовый режим. Дело в том, что граждан этих стран нетрудно депортировать на родину. С мигрантами из стран Африки все значительно сложнее.
Конвенция ООН о статусе беженцев, которую подписал и Израиль, не позволяет возвращать людей в те страны, где им грозит опасность. Такими странами, опасным для жизни, признаны Судан и Эритрея. При этом не имеет значения, законным ли путем прибыли соискатели убежища.
Правительство Израиля считает, что прибывающие в страну нелегалы – не беженцы, а трудовые мигранты, поскольку их основной состав – мужчины от 18 до 64 лет. У государства есть и другая законная причина для высылки многих тысяч мигрантов: согласно Конвенции, инфильтранты должны «без промедления явиться к властям и представить удовлетворительные объяснения своего незаконного въезда или пребывания». Большинство же суданцев и эритрейцев предпочитают оставаться на нелегальном положении и даже не просят убежища.
Проблема беженцев сегодня стоит перед всем миром, и решения для нее не придумано. В Европе пытаются регулировать крупнейший в новейшей истории поток мигрантов, распределяя их между странами. Но, в отличие от европейских стран, Израиль не обладает ни экономическими, ни территориальными ресурсами для приема десятков тысяч африканцев; его интеграционная инфраструктура с трудом справляется с притоком репатриантов. По той же причине здесь не годится другой европейский рецепт – предоставление мигрантам временного вида на жительство, до изменения ситуации в их стране.
Многие считают, что Израилю нужно просто денонсировать Конвенцию. Но этот шаг станет огромным ударом по международному имиджу еврейского государства и даже не обсуждается правительством.
Нетаниягу недавно назвал три условия решения проблемы беженцев. Первое - заградительная стена на южной границе – уже работает: в 2016 году в Израиль проникло около 30 инфильтрантов по сравнению с 17 тысячами в рекордном 2011-м. Второе – договоренность с принимающими странами и третье – соблюдение закона и депортация.
Правительство не говорит еще об одном очевидном факторе, который позволяет тысячам незаконных инфильтрантов годами спокойно жить в нашей стране. Это не БАГАЦ и не правозащитные организации, а те наши сограждане, кто нанимает мигрантов на работу «по-черному» и сдает им жилье. Пока действует этот нелегальный рынок, практически бесполезно принимать правильные законы и строить стены на границе.