Зачем нас пугают войной?

Зачем нас пугают войной?

Глава Генштаба ЦАХАЛа Авив Кохави предупредил о напряженной ситуации, которая может скатиться к войне как на севере, так и на юге. Главной угрозой, как обычно, называется Иран, расширяющий свое присутствие в Сирии, и Хизбалла, усилившая свое влияние на Ливан. Ответом на эти угрозы безопасности, по заявлению главнокомандующего, должна стать программа «Тнуфа» («Подъем»), предусматривающая перевооружение армии.

Хотя серьезность положения не вызывает сомнений, народ Израиля слишком часто слышит предупреждения о скорой войне и уже научился подвергать их сомнению, особенно если речь идет о бюджете и/или о выборах. Но на этот раз тревожные слова звучат из самых первых уст – от начальника Генштаба. Насколько же реальны угрозы и что происходит на наших южных и северных границах?

Иран действительно закрепляется в Сирии и одновременно расширяет поставки современного оружия своим союзникам, прежде всего Хизбалле. Израильские удары по базам и военным заводам лишь немного затормозили, но не переломили эту тенденцию. Ситуация осложняется постепенным уходом американцев с Ближнего Востока, усилением влияния России и Турции и стремлением президента Трампа в преддверии выборов заключить новое ядерное соглашение. Уже ясно, что ни новые, ни старые американские санкции не сумели подорвать иранскую экономику и остановить производство оружия, в частности, высокоточных баллистических ракет. Помимо всего прочего, через год истекает связанное с ядерной сделкой эмбарго на продажу Тегераном вооружений, чем наверняка воспользуются концерны Китая и России.

Аятоллы разозлены израильскими атаками и обещают давать на них военный ответ. Очередная операция ЦАХАЛа в небе Сирии или Ирака может стать поводом для вооруженного конфликта. В управлении разведки АМАН считают, что Иран может ударить по Израилю с территории Ирака, используя те же крылатые ракеты, которыми была атакована Саудовская Аравия. Недавнее разоблачение «израильско-арабского заговора» против генерала Сулеймани также говорит о новом витке антиизраильской военной истерии в Иране.

ХАМАС в данный момент не стремится к противостоянию, но не способен полностью контролировать Исламский джихад. Военные действия на севере могут спровоцировать экстремистов в Газе, которые захотят внести свой вклад в войну против «сионистского образования».

Тем не менее, эксперты считают, что риск конфликта в ближайшее время в регионе не столь высок, хотя признают ситуацию достаточно напряженной. Иран, несмотря на его агрессивную риторику в адрес Израиля, больше озабочен беспорядками в Ливане и Ираке, подрывающими шиитское влияние в этих странах.

Разумеется, Израиль всегда должен быть готов к войне, и эта готовность требует постоянных расходов. Проблема в том, что бюджет на предстоящий год еще не утвержден, а без него закупки, которые планирует начгенштаба, невозможны. Для того чтобы принять бюджет, нам нужно правительство.

Между тем, по предварительным оценкам, для сохранения экономической стабильности бюджет на 2020 год должен быть сокращен примерно на 20 миллиардов шекелей. Если при этом увеличивать финансирование армии, то придется либо повышать налоги, либо урезать все остальные бюджеты, а скорее всего, и то, и другое. Возможно, главнокомандующий заранее настраивает будущее правительство на эти суровые меры, чтобы в коалиционных переговорах не звучало невыполнимых обещаний в адрес других заинтересованных сторон. Попросту говоря, оборонное ведомство пытается загодя застолбить за собой фиксированный кусок бюджетного пирога, пользуясь нестабильностью как во внешней, так и во внутренней политике. Не исключено также, что глава Генштаба нагнетает страсти, чтобы выбить для армии экстренное дополнительное финансирование даже при отсутствии бюджета и правительства.

И наконец, можно предположить, что генерал Кохави намеренно преувеличивает, по крайней мере отчасти, угрозу безопасности, чтобы стимулировать политиков наконец сформировать коалицию. Этот посыл может быть адресован и Нетаниягу, который сам постоянно говорит об иранской угрозе и лоббирует увеличение оборонного бюджета, и партии генералов во главе с Ганцем. Прием не нов: им пользовался и сам Биби, обвиняя Ганца в безответственности на фоне растущей напряженности, и президент Ривлин, призывавший стороны прийти к консенсусу в столь тревожное время.

Разница в том, что главнокомандующий – не политик. Все, что он говорит о безопасности, воспринимается гораздо серьезнее. В данном случае его заявление выглядит как попытка напугать – нет, не партийных лидеров: они больше боятся упустить свои интересы, да и лучше нас представляют себе реальное положение вещей. Испугаться должна общественность, чтобы надавить на своих избранников и заставить их поскорее создать дееспособное правительство. Цель, в принципе, благая, но она не стоит того, чтобы сеять в народе страх. В нашей жизни и так хватает страшных вещей.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK