Зачем нам милосердие?
Помогать страдающим или впускать в свой дом врагов? Споры об израильской помощи сирийцам идут уже не первый год. С начала гражданской войны Израиль лечит сирийских раненых. За 6 лет в военном госпитале на границе и больницах на севере страны побывало более 3 тысяч человек – как гражданских, так и военных. Израильское правительство постоянно подчеркивает, что не интересуется, на чьей стороне воюют пациенты – врачи просто выполняют свой профессиональный долг.
В январе этого года глава МВД Арье Дери одобрил план приема ста детей-сирот из Сирии. Не исключалось, что Израиль впоследствии даст им гражданство. Упоминалось о приемных семьях, предположительно арабских или друзских, – по израильским законам дети-сироты должны воспитываться в семьях, исповедующих религию их родителей. Готовность принять сирийских беженцев выразили также северные кибуцы.
В итоге этот план был заморожен. Вопрос о детях из Сирии был поднят снова после газовой атаки в Итлибе – и на этот раз решен положительно. Несмотря на сопротивление министерства обороны, военно-политический кабинет согласился с министром по делам разведки Исраэлем Кацем – Израиль по гуманитарным соображениям примет на лечение сирийских детей, пострадавших от отравления зарином. Пока не известно ни их количество, ни как будет осуществляться их доставка в страну.
Это решение раскололо общество, и без того катастрофически теряющее консенсус.
Несмотря на нейтралитет еврейского государства в сирийском конфликте, у него здесь есть свои интересы, в том числе и в том, как произойдет практически неизбежный раздел Сирии после разгрома ИГ. В идеальном для нас варианте зоны, прилегающие к границе, окажутся под контролем США, Иордании и лояльных им подразделений сирийской оппозиции. Эти территории населены преимущественно друзами и христианами. С ними реально будет наладить союзнические отношения и заключить мир. Но фундамент для этого мира нужно закладывать сейчас.
Представитель друзов в Кнессете Аюб Кара (Ликуд) не раз призывал Израиль активнее помогать сирийскому населению. Да и Авигдор Либерман в недавнем прошлом говорил о невозможности сидеть сложа руки, когда рядом происходит гуманитарная катастрофа. Исходя из гуманистических, нравственных и даже политических соображений, Израиль должен стоять на стороне добра, которую занимают и его союзники, в первую очередь США. В чем же проблема?
Трудности согласования переправки детей с Турцией, о чем предупреждал Либерман, решаемы. Другие аргументы еще менее убедительны. «Они вырастут и пополнят ряды террористов» - террористами не рождаются; задача государства – дать этим детям правильное воспитание и поместить в лояльную среду. «За каждым приедут десятки родственников» - вряд ли, учитывая бюрократическую систему Израиля. «Нельзя простить то, что сделали нам сирийцы за годы войн и противостояния» - но тогда нам не видать мира с соседями. А ведь сумели же мы помириться с Египтом и Иорданией. Наконец, главный козырь: «В стране не хватает денег, жилья, работы, мест в больницах для своих – а мы отдаем это детям врагов». По поводу первой части возразить нечего; но даже если Израиль не привезет несколько десятков сирийских детей, ситуация не изменится. Очевидно, исправлять ее надо кардинально. Израиль уже принимал беженцев – спасающихся от войны вьетнамцев, своих союзников из Ливана после ухода оттуда ЦАХАЛа. Это никак не сказалось ни на безопасности, ни на экономике страны.
Истинная причина дискуссии - мировоззренческая. Исторический опыт - «мир равнодушно смотрел, как истребляют евреев» - породил в еврейском самосознании две противоположные позиции. Одна формулируется так: «и теперь нам все равно, что происходит с этим миром», другая: «именно мы, евреи, должны защищать гонимых и истребляемых». Кто бы тут ни был прав, с этим болезненным противоречием надо разбираться «за закрытыми дверями» - другим народам нас не понять, а нам так или иначе нужно жить среди них.
Будет ли прием сирийских детей иметь пропагандистский эффект, как полагает министр внутренней безопасности Гилад Эрдан? Безусловно – эту информацию опубликовали даже исламские ресурсы. Мировые СМИ уже не раз показывали сюжеты об израильской помощи сирийским раненым.
Смогут ли наши противники использовать эти факты против нас – например, утверждая, что Израиль помогает террористам, чтобы затянуть выгодную ему гражданскую войну, как это делает официальное ТВ Дамаска, а вслед за ним – канал Russia Today? Смогут. Но враги и так всегда найдут, в чем обвинить Израиль. А вот что безусловно повредит нашему имиджу – в том числе и в глазах друзей, - так это публичные споры о том, должно ли сильное государство с передовой медициной дать шанс несчастным детям, которые родились в неправильное время и в неправильном месте.