Забыть о евреях
В Польше почти нет евреев. Из более чем трехмиллионной довоенной общины здесь осталось 7-8 тысяч человек, да и те по большей части не акцентируют свое еврейство. При этом евреи живут активной еврейской жизнью в соседней Чехии, в Венгрии, Австрии и Франции, да и в самой Германии – везде, где в годы Второй мировой войны "решался еврейский вопрос". Евреи есть в странах Балтии, в Беларуси и в Украине, где экономическая ситуация не лучше, а порой и хуже польской. Нельзя сказать, что везде их любят. Но только Польша давно и последовательно дает евреям понять, что здесь не хотят их видеть. Даже тех евреев, которые посещают мемориалы на месте бывших лагерей смерти и приносят немалый доход польской туристической отрасли, стараются не замечать. Они напоминают полякам то, о чем они давно хотели бы забыть.
Польша уже не первый год ведет с Израилем странное и одностороннее соревнование за звание главной жертвы нацизма. В августе прошлого года были заново озвучены потери во Второй мировой войне – 20% населения, около 6 миллионов человек, самая большая в процентном отношении цифра в Европе. При этом стараются не уточнять, что половина погибших были польскими евреями. Премьер-министр Матеуш Моравецкий в своих выступлениях постоянно подчеркивает, что и польский, и еврейский народы равно пострадали от нацизма, а потому "не может быть и речи об ответственности Польши за Холокост". Именно против этой ответственности и направлен новый закон, принятый польским сеймом и получивший название "закон о Холокосте".
Страдания польского народа от немецкой оккупации не отменяют того факта, что поляки убивали евреев и в первые дни войны (погром в Едвабно), и после разгрома Гитлера (погром в Кельце), не говоря уж о периоде немецкой оккупации, когда их выдавали нацистам. Менее известно, что в 1967-68 годах, после Шестидневной войны Израиля, в Польше была развернута антисемитская кампания, которая закончилась бегством из страны 20 тысяч евреев. Это дополнительная причина для поляков не любить евреев и связанной с ними исторической ответственности.
"Закон о Холокосте", вызвавший возмущение Израиля и евреев во всем мире, касается не только лагерей смерти, которые теперь запрещено называть польскими. В сущности, никто никогда не утверждал, что лагеря организовали поляки; слово "польские" означало только географическое положение. Чувствительность к этому определению говорит о желании польских властей максимально дистанцироваться от темы Холокоста. Запрет также распространяется на любое "оскорбляющее национальную честь" высказывание о том, что польский народ или государство способствовали уничтожению евреев нацистами, – оно будет наказываться штрафом или тюремным заключением. Это относится и к гражданам Польши, и к иностранцам, независимо от места "совершения акта". Фактически вне закона оказываются все независимые исследования о Польше и евреях во Второй мировой войне.
Польские власти настаивают, что, несмотря на отдельные инциденты, их народ всеми силами старался помочь евреям, и не менее 60 тысяч поляков спасало их от уничтожения. В Польше действительно больше праведников мира, чем в любой другой стране, но их, по данным Яд ва-Шем, всего 6700, а никак не 60 тысяч.
Премьер-министр Израиля выразил протест; депутаты Кессета потребовали отозвать из Польши посла. В продолжение дипломатического скандала ответ на воротах посольства Польши в Тель-Авиве появилась свастика. Пока что израильские и еврейские деятели терпеливо пытаются объяснить польским политикам, что они неправы, но очевидно, что мы имеем дело не с заблуждением, а с целенаправленной кампанией, которую многие давно ждали. Подан знак, что можно говорить вслух то, что раньше считалось неприличным – и в польских СМИ уже звучат антисемитские реплики и анекдоты.
Премьер Моравецкий на пресс-конференции в Мюнхене заявил, что не только отдельные поляки, но и евреи сотрудничали с немцами в годы оккупации. Советник польского президента объяснил возмущение Израиля "чувством стыда за пассивность евреев во время Холокоста". Еще одно "объяснение": Израиль хочет получить от Польши такую же компенсацию, как от Германии.
Пока есть надежда, что скандальный закон будет как-то смягчен и дипломатический кризис разрешится. Но возможно, Польша станет первой "ласточкой" из стран Евросоюза, которая не побоится откровенно поссориться с Израилем и изжить память о Катастрофе европейского еврейства. Правые настроения все больше захватывают Европу; негативное отношение к беженцам постепенно распространяется на всех "чужих", начиная, разумеется, с евреев. То, что Польша находится в авангарде этого движения, плохо прежде всего для нее самой. Народ, который не умеет признавать своих исторических ошибок и каяться, идет по опасному пути.