Все против Асада и каждый за себя

Все против Асада и каждый за себя

Еще недавно казалось, что по сирийскому вопросу достигнут компромисс, и Иран с «Хизбаллой» уйдут с наших границ, а Израиль не будет мешать Асаду проводить военные операции. Но все оказалось не так просто. Иран официально отказался покидать свои позиции. Кроме того, появилась информация о том, что люди «Хизбаллы» и КСИР находятся на юге Сирии, переодетые в сирийскую военную форму. По этой ли причине или в связи с общей напряженной обстановкой, но Израиль обещал атаковать сирийские войска, если увидит в них угрозу своей безопасности. «У режима Асада больше нет иммунитета», подчеркнул Нетаниягу.

До сих пор удары ЦАХАЛ в Сирии наносились почти с ювелирной точностью – прежде всего, чтобы не задеть находящиеся там российские части. Возможно ли будет соблюдать такую же осторожность при более частых и массированных атак? Более конкретно: если Израиль действительно начнет воевать с Асадом – удастся ли ему воевать только с Асадом?

На территории Сирии находятся военные многих стран (не считая различных террористических группировок и повстанческих отрядов). Одни пришли туда по приглашению сирийского режима, другие – вопреки его желанию. И тем, и другим приходится прикладывать немало усилий, чтобы избежать столкновений между собой. Есть надежда, что проблема станет проще в случае раздела Сирии, но пока противоречия только растут.

Хотя Асад не устает благодарить Москву и Тегеран за оказанную помощь, и ему, и всем остальным ясно, что эти страны преследуют в Сирии свои цели. И если иранские аятоллы заинтересованы в сохранении контроля режима над всей Сирией, то Кремль вполне способен допустить раздел страны, если при этом России достанутся сирийские военные базы, выход в Средиземное море и нефтяные месторождения. Война с Израилем вовсе не входит в ее планы, поэтому между двумя странами существует координация действий на всех уровнях. Ставки здесь настолько высоки, что, даже если российских военных случайно накроет израильским огнем, в Москве этого постараются не заметить.

В мае, во время визита Асада в Сочи, президент Путин заявил, что иностранные вооруженные силы должны покинуть Сирию. Как выяснилось, он имел в виду не российскую армию, а всех остальных – Иран, Турцию и США с союзниками. Проблема в том, что от Путина это не зависит. Даже Иран не собирается уходить из Сирии, хоть и не может идти против России в своей нынешней ситуации. Несмотря на сообщения о столкновениях между российскими военными и «Хизбаллой», из них не вырастет серьезного противостояния. Это не помешает «Хизбалле» использовать ливанскую тактику, только на этот раз располагаться не в жилых кварталах, а вплотную к российским частям, в надежде спровоцировать конфликт России и Израиля или затруднить израильские удары.

Поскольку ИГИЛ в Сирии практически разгромлен, задача США и союзников состоит в поддержке курдских ополченцев и в том, чтобы не дать Ирану и Асаду распространить свое влияние на Ирак. Изначально альянс был категорически настроен на свержение Асада. Сегодня позиция Вашингтона и его союзников не так однозначна, однако новое обострение между западными силами и войсками Асада вполне реально (российские СМИ уже предупреждают о возможных «провокациях» американцев). Однако для Израиля это не будет иметь практически никакого значения, поскольку американские базы и сферы их интересов расположены главным образом в северных районах, которые контролируются курдами и оппозиционной Сирийской Свободной армией. Стихийный раздел влияния сложился так, что реальные и потенциальные союзники Израиля находятся на другом конце Сирии, а самые опасные враги – около наших границ.

Наиболее остро сейчас стоит вопрос с Турцией, которая с января проводит операцию «Оливковая ветвь», чтобы выбить курдов из региона Африн на северо-западе Сирии. Недавно представитель турецкой армии заявил, что сирийские правительственные войска станут «легитимной целью», если захотят поддержать курдские «Отряды народной самообороны». США и Россия соревнуются за лояльность Анкары; в свое время туркам удалось захватить Африн, после того как его оставили российские военные. Согласно недавней информации, между турецкой и американской стороной заключено соглашение о создании на турецко-сирийской границе «буферной зоны», где курдское население будет заменено туркоманами и арабами.

Эрдоган тоже мечтает о свержении Асада, но это не делает его союзником Израиля. Напротив, в случае столкновения израильтян и сирийцев Эрдоган будет первым, кто призовет исламский мир осудить еврейское государство за убийство мусульман.

Подводя итоги, если борьба против ИГИЛ объединила самые разные силы, то в возможной войне против Асада каждый будет сам за себя. Израилю же придется усилить точность своих ударов, чтобы не задеть ничьи интересы, но и это не гарантирует нежелательных инцидентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK