В товарищах согласья нет
Зимняя парламентская сессия может стать последней в этой каденции, а то и прервется досрочно, считают многие в Израиле. Депутатам предстоит рассмотреть почти 5 тысяч законопроектов, и некоторые из них способны развалить коалицию.
Один из первостепенных вопросов, по которым будут ломаться копья в Кнессете, - армейский призыв ультраортодоксов. В прошлом Нетаниягу постарался, как мог, защитить своих партнеров по коалиции, но БАГАЦ отменил все послабления. В новой каденции харедим постараются отвоевать утерянные позиции, что грозит вызвать бурные споры. Отношение к БАГАЦу – отдельная тема для коалиционных разногласий: так, «Еврейский дом» собирается лоббировать законопроект об ограничении права Верховного суда отменять решения Кнессета, но «Кулану» обещает наложить на него вето.
Еще больше шума поднимается вокруг закона, запрещающего вести следствие против действующего премьер-министра. Его инициатор Давид Амсалем (Ликуд) настаивает, что полицейские расследования мешают работе правительства, и напоминает, что за последние 20 лет буквально каждый премьер становился героем одного или нескольких уголовных дел. Хотя подобный закон существует в ряде стран, в Израиле его обсуждение вызвало настоящую бурю. Против такого изменения Основного закона о правительстве выступает весь «Еврейский дом» и часть депутатов от «Кулану», а министр юстиции Айелет Шакед отказалась ставить его на голосование министерской комиссии по законодательству. СМИ и немалая часть общества видят в иммунитете для премьер-министра посягательство на основной демократический принцип - равенство всех граждан перед законом. В этом смысле Нетаниягу дает своим противникам в руки крупный козырь - даже если ему удастся провести этот законопроект, он отрицательно скажется на его будущей предвыборной кампании, когда бы она ни случилась. Биби не раз и не два вспомнят, как он пытался избежать уголовного преследования, что для многих равнозначно признанию вины.
Кроме того, глава коалиции Давид Битан намерен подать законопроект о запрете полиции давать рекомендации о предъявлении обвинения по итогам расследования. Здесь «Кулану» опять собирается выступить против.
Нетрудно заметить, что в товарищах по коалиции нет согласия по очень многим темам, и это создает высокий риск для работы правительства. Что касается парламентской оппозиции, то она, разумеется, критикует все эти инициативы, но особенно жесткий протест вызывает обсуждаемый сейчас Основной закон о еврейском характере государства. В нем видят главную угрозу демократии, предпосылки к превращению Израиля в «еврейский Иран», ущемление прав арабских граждан, неевреев по Галахе, женщин и т.п. Даже «простые» пункты закона вызвали ожесточенные дискуссии, а уж у «сложных» пунктов много шансов спровоцировать раскол.
Вдобавок ко всему до весны Кнессет обязан принять бюджет на 2019 год. Бюджетные баталии – самый подходящий момент для развала правительства, поскольку здесь даже у лояльных членов кабинета возникает конфликт между коалиционными и ведомственными интересами. С другой стороны, распределение бюджета открывает безграничные возможности для манипулирования, подкупа противников и завоевания союзников. Выигрышность позиции Нетаниягу в том, что бюджет составляет его «внутренний» оппонент, лидер «Кулану» Кахлон, и на него, в случае неудачи, повалятся все «шишки». Так что именно на почве бюджета премьеру, возможно, удастся привести к общему знаменателю и «Еврейский дом», и «Кулану», и харедим.
Много вопросов вызвала информация о том, что Биби изучает возможность снизить электоральный барьер с 3,25% до 2%. В 2014 году барьер был повышен по предложению Авигдора Либермана. Предполагалось, что он станет непреодолимым для арабских партий, но они объединились в общий список и стали третьей на численности фракцией в Кнессете. В итоге высокий барьер обрадовал только ШАС, поскольку оставил за бортом отколовшееся от партии движение во главе с Эли Ишаем.
По прогнозам, низкий электоральный барьер даст шанс нескольким мелким правым партиям, в том числе расколотому надвое «Еврейскому дому». Кто-то из них, скорее всего, заберет голоса у Ликуда, что, на первый взгляд, совсем не выгодно премьеру. Однако чем больше партий попадает в Кнессет, тем шире возможность для маневра и коалиционной торговли. Очевидно, у Нетаниягу нет сомнений, что и в следующей каденции именно он будет формировать правительство. Хотя до выборов еще далеко, кампания «Если не Биби, то кто» набирает обороты. Обществу все чаще напоминают об успехах, главным образом в международных отношениях, достигнутых Израилем при правлении Нетаниягу. И как не хорохорятся его соперники и ненавистники, даже они признают: только Биби будет решать, когда состоятся следующие выборы.