В поисках альтернативы
Если верить опросам, публикациям в СМИ и лозунгам на демонстрациях, Биньямин Нетаниягу как премьер-министр Израиля уже почти никого не устраивает. Больше половины граждан считают ситуацию в экономике и неудачи в борьбе с коронавирусом его личным провалом. Рейтинг Ликуда падает все ниже, ему на пятки наступает «Еш Атид». Оппозиция выдвигает один вотум недоверия за другим, партнер по коалиции Бени Ганц ставит условия и грозится создать альтернативное правительство. Даже в самом Ликуде готовятся к борьбе за кресло председателя партии, которое может вскоре оказаться свободным.
Одним словом, все вокруг согласны, что Нетаянигу пора менять. Но на кого?
В качестве возможных преемников называют все те же хорошо знакомые имена: слева Лапид, справа Беннет, позади всех – сам Ганц (его поддерживает не больше 15% израильтян). Никто из кандидатов, которые фигурируют в опросах, включая самого Биби, не набирают и половины голосов респондентов. Очевидно, что в обществе сегодня ощущается острая нехватка сильных личностей, тех, кто способен внушить народу доверие и повести его за собой.
Нетаниягу все еще обгоняет своих соперников по популярности, но это никак не противоречит низкой оценке, которую дают люди его правлению в последний год. Просто в ситуации, когда достойной альтернативы главе правительства нет, для многих предпочтительнее оставить все как было, не менять одного политического интересанта на другого. Тем более что у нас есть печальный опыт: еще ни один деятель, придя к власти, не менялся в лучшую сторону, а вот обратных случаев было более чем достаточно.
Не исключено, что и Беннет, и Лапид могли бы стать неплохими премьерами, если бы пришли на этот пост в менее драматичное время и не были замешаны в политиканских скандалах. Оба они в той или иной форме бросали вызов Нетаниягу, но неизбежно проигрывали. И если мы считаем, что наш премьер провалился, какой смысл ставить на его место того, кто до сих пор всегда ему уступал?
Альтернативное правительство, которым Ганц пугает Биби, технически можно было бы создать, если бы за него проголосовало большинство Кнессета. Но на пути назначения нового главы неизбежно встанут идеологические противоречия внутри оппозиции. Для левых Беннет слишком правый, для правых Лапид – слишком левый; первому придется опираться на Смотрича и поселенцев, второму – на МЕРЕЦ и Объединенный список. Само упоминание этих движений действует на оппонентов, как красная тряпка на быка. Таким образом, даже если бы один из этих политиков пользовался однозначной поддержкой общества, у него было бы мало шансов стать альтернативным премьером.
А как же Биби? К нему так много претензий у правых и левых, у народа и политических деятелей, что это создает редкий общественный консенсус и даже определенное равновесие. Мол, пусть у нас будет премьер, который всех раздражает примерно одинаково, чем тот, кто пользуется поддержкой какого-то одного лагеря. Ни нашим, ни вашим – тем более, что и наши, и ваши кандидаты ничуть не лучше друг друга.
В Ликуде пока тихо, но это затишье перед бурей. Здесь уже не вспоминают про Гидеона Саара, Гилада Эрдана и всех, кто в свое время потерпел поражение в неравном поединке с Нетаниягу. Второго шанса у проигравших не будет. Без лишнего шума мобилизует силы Нир Баркат, чье основное преимущество в том, что он не успел увязнуть в политических дрязгах. Но растущая популярность Барката не нравится многим высокопоставленным ликудникам, поэтому у него мало шансов возглавить партию и, соответственно, занять кресло премьера.
Впрочем, соперники Нетаниягу никуда не торопятся. Ни один из них Нетаниягу не готов взять бразды правления в свои руки в разгар коронавируса. Даже если кто-то надеется победить Биби, на быструю и легкую победу над «короной» никто не рассчитывает. Все ждут, что премьер будет вести эту борьбу в одиночку, наделает еще кучу ошибок, уронит свой рейтинг ниже плинтуса, – и вот тогда его нетрудно будет сместить с трона. Вполне возможно, что такой переворот произойдет внутри Кнессета или в результате выборов, но радоваться тут нечему. На место Нетаниягу придет один из тех политиков, кто не мог состязаться с ним в дни его славы и популярности и трусливо ждал, пока вожак стаи промахнется. Настоящих лидеров в стране сегодня нет.
Впрочем, может быть, они и не нужны? «Корона», падение экономики и серия карантинов оставят страну в таком состоянии, что ей нужны будут не политики и лидеры, а хороший психиатр или просто медсестра, которая умеет перевязывать раны. Вполне возможно, что, если бы на смену нынешней власти пришел человек, способный стать для Израиля врачом, медсестрой, социальным работником, антикризисным менеджером, - он бы наверное сумел вылечить болезни нашего общества и нашей системы управления. Но такой альтернативы у нас нет и не предвидится.
Автор//: Ира Коган