В будущем году – в Газе
На фоне ставшего уже привычным обмена ударами между ЦАХАЛом и ХАМАСом в Израиле, как всегда, говорят о том, что нужно провести в Газе масштабную операцию, решить проблему кардинально и покончить с террором. Но опять же, как всегда, это решение откладывается до лучших времен, точнее, до того времени, когда такое столкновение будет на руку ХАМАСу.
Весь мир недавно наблюдал, как премьер поспешно уходит в бомбоубежище, прервав свое предвыборное выступление перед активистами Ашдода. Все знают, что Израиль находится в состоянии войны, но на этот раз мы показали всему миру, кто в этой войне побеждает. А в Газе между тем радуются «ударам сопротивления, достигшим самого сердца израильской оккупации» и одновременно заявляют, что ХАМАС не имеет отношения к обстрелам Ашдода и Ашкелона. Похоже, что экстремисты просто смеются над нами – и у них есть для этого повод.
В течение последних лет мы активно, но без особого успеха, пытались защититься от террора. Строили стену, разворачивали Железный купол, взрывали тоннели, тушили пожары от огненных шаров – оборонному ведомству было на что тратить свой растущий бюджет. А боевики придумывали все новые и новые способы обходить преграды. Спору нет, без всех этих средств обороны мы бы жили в гораздо более опасной ситуации. И все же премьер-министр, убегающий со встречи с избирателями под ракетами, – это позор страны. Не меньший позор, хотя мир это волнует не столь сильно, – регулярные сирены на юге, ночи, проведенные жителями в бомбоубежище. Но хуже всего, что эта реальность с ракетами, сиренами, огненными шарами и регулярными диверсиями на границе стала рутиной – так люди в конце концов смиряются с тем, что у них в доме завелись мыши или под крышей появилось осиное гнездо. В этом даже есть определенный плюс: неустроенность быта можно списать на ос или мышей. Но сколько можно жить в необустроенном и небезопасном доме?
Долгие годы власти Израиля предпочитали без крайней необходимости не ворошить осиное гнездо на южной границе. На это было много причин: неизбежные жертвы военной операции, упреки мирового сообщества и ухудшение имиджа Израиля, риск, что на смену ХАМАСу придут более радикальные исламисты, ухудшение отношений с арабскими странами, более серьезная угроза на севере. Мы рассчитывали подкупить ХАМАС катарскими деньгами, поставками энергии и частичной легатимацией. Но деньги и дружба Ирана оказались для террористов важнее. В конце концов наша оборонительная стратегия вылилась в поражение и бегство главы правительства в бомбоубежище. В каком-то смысле это даже хорошо: всем стало очевидно, что эту хроническую болячку пора наконец вылечить.
Нужна ли для этого новая военная операция? Слишком много раз ЦАХАЛ проводил ее и добивался затишья, а через несколько лет или месяцев все начиналось сначала. Это не означает, что военное решение не подходит, просто оно должно быть хорошо продуманно и подготовлено, а главное – доведено до конца. Израиль должен очень хорошо понимать, что будет в Газе после разгрома ХАМАСа и, вероятно, заручиться стратегическими союзниками в лице арабских стран. Кто может стать таким союзником? Нужно ли восстанавливать военный и административный контроль над сектором? На эти вопросы следует ответить заранее, прежде чем начинать операцию, потому что формулировка «остановить атаки на нашу территорию, подорвать и обескровить инфраструктуру террора» уже не работает. Инфраструктуре террора вообще нет места вблизи наших границ, а атаки должны быть прекращены не на время, а навсегда.
Одним словом, следующему правительству придется задуматься о новой стратегии в отношении Газы. Очень плохо, что этого не сделано до сих пор: мы все время принимали навязанные нам ХАМАСом условия. Но больше решение вопроса откладывать нельзя. И главное – это решение должно исходить от нас, а нет от Ханийя и его бандитов.
Помимо всего прочего, новая продуманная стратегия положит конец постоянным спекуляциям на тему слабости правительства и его неспособности справиться с палестинским террором. Совершенно недопустимо, чтобы ХАМАС из года в год оставался фактором, влияющим на выборный процесс в Израиле и политику в целом, как это происходит с 2007 года. Сегодня только ленивый не поднимает свой рейтинг заявлениями, что у него есть ответ на проблему Газы, потому что у власти такого ответа нет.
Возможно, перед самыми выборами или после них ЦАХАЛ проведет несколько атак на ХАМАС, более интенсивных, чем нынешние рутинные обстрелы. Но общество ждет от правого правительства не показательных выступлений, а обдуманных и целенаправленных действий. Важно не количество выпущенных по пустырям ракет и не то, будем ли мы в следующем году в Газе, как обещают многочисленные «ястребы», а безопасность граждан Израиля на много лет вперед.