В Белый дом за иммунитетом

В Белый дом за иммунитетом

Биби Нетаниягу, улетая в США, произнес такую речь, что впору вносить его в министерство главы правительства на руках, а не лишать иммунитета от судебного преследования. В самом деле, у кого повернется язык обсуждать уголовные дела политика, который творит Историю с большой буквы и вот-вот заключит судьбоносное для Израиля соглашение.

У Трампа были свои причины форсировать презентацию сделки, не дожидаясь формирования израильского правительства. Кроме очевидных – желания поддержать Нетаниягу перед очередными выборами и создать собственный образ миротворца на фоне угрозы импичмента, - это еще и фактор времени. Пока в Израиле появится правительство, сделка рискует просто «протухнуть», не говоря уж о том, что сам Трамп может не избраться на второй срок и упустить исторический шанс. В случае успеха хозяин Белого дома получает весомый козырь в собственной предвыборной кампании.

Нетаниягу сделал хитрый ход, предложив Белому дому пригласить Бени Ганца как лидера оппозиции. Расчет был на то, что Ганц в личной беседе с Трампом не сможет отрицать историческую важность момента и необходимость заключения сделки прямо сейчас. Опытные дипломаты и манипуляторы, Биби и Трамп, в два счета переиграли бы его вместе, но даже встреча один на один, на которой настоял глава «Кахоль-Лаван», вряд ли даст ему преимущество. Единственное, чего Ганц добился, – показал, что он не готов быть вторым номером при Нетаниягу.

По поводу самой сделки возникает слишком много вопросов. Ключевым здесь можно считать тот факт, что подготовительный период будет длиться около четырех лет, в течение которых палестинская администрация должна ее принять. За это время Израиль может строить жилье в поселениях в рамках уже утвержденных проектов. Второй интересный момент – если палестинцы категорически отвергнут план Трампа, Израиль получает право на односторонние шаги, в частности на аннексию Иорданской долины.

Судя по попавшим в СМИ деталям, палестинская автономия получит 70% от территории Иудеи и Самарии, на которых сможет создать свое государство, но с ограниченными полномочиями: демилитаризованное, лишенное права контролировать воздушное пространство и пограничные пункты, с запретом заключать военные альянсы. Предполагается соединить Западный берег и Газу тоннелем. ПНА получит контроль над сектором; ХАМАС и «Исламский джихад» будут разоружены. Все израильские поселения сохраняются, за исключением незаконных форпостов. Иерусалим в пределах разделительного забора остается столицей Израиля; внешние районы могут быть объявлены столицей палестинского государства, от которого требуется признать Израиль.

Поскольку план был составлен так, чтобы понравиться всем, нетрудно догадаться, что в итоге он не нравится никому, кроме Нетаниягу и Трампа, которые решают свои личные проблемы. Палестинская администрация заранее объявила, что отвергает сделку, которая заставляет палестинцев отказаться от своих «национальных прав». ХАМАС пообещал продолжить интифаду и призвал все военизированные группировки «встретиться в окопах в битве за Иерусалим». 50 миллиардов долларов, которые Трамп обещает вложить в экономику государства Палестина, вряд ли изменят ситуацию: национальная идея приносит куда больше денег и ее финансирование не ограничено сроками и суммами. Разве что все арабские страны пригрозят перекрыть кран палестинским властям, чтобы заставить их принять сделку, но для этого Белому дому придется им тоже многое пообещать.

В Израиле у плана тоже будет много противников. «Кахоль-Лаван» изначально считает переговоры в Вашингтоне уловкой, призванной спасти Нетаниягу от лишения иммунитета. Левые партии и Объединенный арабский список настаивают на ликвидации поселений и разделе Иерусалима и не согласны на ограниченный формат палестинского государства. Правые во главе с Беннетом считают уступки слишком масштабными и обещают не допустить «раздачи земли Израиля арабам». Поселенцы заранее протестуют против изолированных израильских анклавов в окружении «государства террора». Даже для Ликуда выгода от плана сомнительна: если Нетаниягу согласится с созданием палестинского государства, это грозит его партии потерей изрядной части правых избирателей. И наконец, высока вероятность того, что следующая американская администрация, если она будет демократической, просто отменит этот план.

Одним словом, реализация «сделки века» близка к нулю, но Биби это только на руку. Во-первых, несогласие палестинцев позволит аннексировать Иорданскую долину и другие территории, что принесет ему большой плюс в политическую карму. Во-вторых, возможный всплеск палестинского террора в ответ на план Трампа сдвигает симпатии избирателей вправо и выносит на первый план вопрос безопасности, также выгодный Нетаниягу. Правда, президент США при этом ничего не выигрывает, зато в судьбе Биби приглашение в Белый дом, безусловно, обещает стать историческим моментом.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK