Спасибо, Сара!
В культовом датском сериале «Правительство» премьер-министр в спешке оплачивает покупки жены в дорогом бутике с партийного счета. Он собирается вернуть эти деньги, но не успевает - порочащие документы попадают в руки журналистов. Это приводит к скандалу, позору, отставке и смене власти в стране.
Те, кто сегодня выдвигает обвинения против Сары Нетаниягу, наверное, рассчитывают именно на такой результат. Надо же – она забрала мебель из резиденции в свой частный дом! Она пригласила не того электрика! Она заказала больше еды, чем съели гости! Она оплачивала уход за своим престарелым отцом из государственных средств! Она не вернула в казну деньги от сданных бутылок! Она работала школьным психологом – наверняка ее взяли по блату! И т.д. и т.п.
Сара – не глава правительства, а всего лишь его жена, но все равно Биби несет ответственность за то, что делает его супруга. А если не удастся доказать, что он был в курсе проделок Сары, то по крайней мере, на его репутацию ляжет еще одно пятно.
Семья Нетаниягу находится под прицелом критики с 1996 года, когда Биби впервые стал главой правительства. Раздражение и насмешки прессы вызывала любая деталь – даже то, что во время семейных поездок охранникам приходилось носиться бегом за слишком шустрыми маленькими Нетаниягу.
Премьеру пытались «шить» и серьезные дела, начиная с « Бар-Он – Хеврон» и кончая многомиллиардными закупками немецких подводных лодок («дело 3000»). Но все они кончались пшикам, и обвинителям оставалось цепляться к мелочам – например, к склочному характеру Сары Нетаниягу.
Кто только на нее не жаловался! И охранники, и домработница, почему-то целых шесть лет терпевшая издевательства и оскорбления, и завхоз канцелярии главы правительства, сам пойманный на воровстве продуктов.
Отдельного внимания удостаивалась привычка четы Нетаниягу к роскоши: двуспальная кровать в самолете, эксклюзивные сигары, дорогие подарки от друзей-бизнесменов («Дело 1000»). Журналисты, раздувавшие эти истории до небес, отчасти правы: такие поступки могли бы привести к отставке, если бы... Если бы дело происходило в стране, где и меньшие промахи политиков обрывают их карьеру. Но в наших Палестинах все иначе. Кто из политических лидеров и функционеров не пристраивал своих родственников, друзей, одноклассников на теплые местечки! Кто не распределял в их пользу выгодные тендеры, не обменивался услугами, не сливал полезную информацией «для служебного пользования»! Если есть такие люди, то пусть они и бросят камень в Сару Нетаниягу.
Скорее всего, в Дании, Канаде или Норвегии жена премьер-министра не смогла бы работать психологом в государственном учреждении. В этих стран контроль общества над властью – не фикция. Он распространяется на всех: правых и левых, правительство и оппозицию, министров, судей и военачальников. В Израиле этот контроль, в принципе, тоже существует, но действует он выборочно и чаще всего против тех, кого не любят масс-медиа.
В 1977 году Ицхаку Рабину пришлось уйти в отставку из-за валютного счета, который открыла его жена в нарушение закона. Но когда Рабин вновь баллотировался в Кнессет во главе Аводы в 1992 году, никто и не вспомнил об этой истории. Жена Эхуда Барака наняла домработницу, которая находилась в Израиле нелегально. Сейчас, когда Барак вновь пытается вернуться в политику, это уже никому не интересно. Спикер Кнессета Далия Ицик обставила весь дом за государственный счет и вернула деньги, лишь когда разгорелся скандал. Никто из этих дам не заслужил официальных обвинений, которые готов предъявить генеральный прокурор Саре Нетаниягу: в ненадлежащем поведении, злоупотреблении государственными средствами, фальсификации документов и нарушении доверия.
Сара уже ответила на все вопросы и сама прошла проверку на детекторе лжи. Независимые эксперты говорят, что даже если подозрения против нее подтвердятся, они никак не тянут на уголовное дело. Конечно, жена Цезаря должна быть выше подозрений, но в этом случае так же непорочны должны быть те, кто их выдвигает.
Бесконечные расследования против Нетаниягу, которые ничем не заканчиваются, и мелочные придирки к его семье, приводят к прямо противоположному эффекту: популярность премьера растет, а доверие к СМИ и правоохранительной системе падает. Здравомыслящий человек делает вывод, что никаких серьезных правонарушений премьер не совершал, а все его дела – дутые и сочиненные недоброжелателями. На фоне многолетних криков «волки, волки!» никто уже не поверит в настоящее, доказанное обвинение, если следователи вдруг до него докопаются. Выпады в адрес Сары так откровенно надуманны и жалки, что премьеру следует не только защищать жену, но и сказать ей спасибо – ведь эти высосанные из пальца истории еще больше укрепляют непогрешимый имидж Нетаниягу.