Прощальный подарок Трампа
Дональда Трампа рано списывать со счетов - ему осталось руководить еще два с лишним месяца, и в это время он не будет сидеть сложа руки. Кроме того, у него есть шанс баллотироваться через четыре года, а для этого нужно совершить как можно больше ярких, незабываемых поступков. Многие эксперты считают, что напоследок он атакует одного из своих заклятых врагов – Венесуэлу или Иран.
На планы в отношении Ирана косвенно указывают предстоящие визиты в наш регион посланников уходящего президента – спецпредставителя Эллиота Абрамса и госсекретаря Майка Помпео. По официальной версии, они едут обсуждать антииранские санкции, но что будет происходить за кулисами этих переговоров, неизвестно.
Представим, что Трамп действительно решит под занавес своего президентства атаковать Иран. Что это будет означать для нашей страны – сбывшуюся мечту или самый страшный кошмар? Ведь такой удар будет нанесен не напрямую, а руками Израиля. США всегда подчеркивали, что начнут военные действия, только если Тегеран будет угрожать Америке, ее гражданам или ее военным базам. Даже Трамп не нарушит это правило.
Если уходящий президент захочет преподнести Израилю такой прощальный подарок, Нетаниягу будет трудно отказаться хотя бы из чувства благодарности. Насколько Биби готов сам вступать в открытое противостояние с Ираном, - большой вопрос. То, что он много лет подряд повторяет, как мантру, заклинание об иранской ядерной угрозе, еще ни о чем не говорит. Нетаниягу понимает, чем чреват для Израиля прямой конфликт. С другой стороны, искушение очень велико: такая атака сильно повысит его рейтинг в глазах избирателей, да и судьи вряд ли решатся вынести обвинительный приговор герою, который бросил вызов режиму аятолл. Вопрос, какие соображения будут преобладать при принятии такого решения – здравый смысл или личные интересы.
Иран и сам нарывается на упреждающий удар. Он продолжает накапливать ядерное топливо, вопреки всем договоренностям, укрепляет свое влияние во всем мусульманском мире, создает лояльные себе группировки в разных странах и кооперируется с Китаем, Россией и Турцией. В Ормузском проливе Корпус Стражей исламской революции открыл новую базу, которая позволяет ему контролировать весь регион Персидского залива и угрожать базам ВМС США. В октябре закончилось действие эмбарго на торговлю оружием с Ираном, чем он собирается незамедлительно воспользоваться. В последнее время разгорается невидимая кибервойна между Ираном и Израилем; к счастью, пока без ущерба с нашей стороны. Трудно ожидать, что сближение Израиля с арабскими странами сделает аятолл более осторожными; скорее, наоборот, будет воспринято как вызов. Одним словом, Тегеран давно пора остановить. Но способен ли это сделать Израиль, даже при моральной и технической поддержке США?
Полномасштабная война между двумя странами приведет к ужасающим жертвам и разрушениям с обеих сторон. Победителей в ней не будет, и это все понимают. Поэтому, скорее всего, речь идет об ударе по одному или нескольким ядерным объектам. Такая атака тоже может спровоцировать Иран на ответные действия. Но более вероятно, что местью аятолл станет активизация Хизбаллы на Северной границе либо теракты против еврейских и израильских центров в третьих странах, либо и то, и другое. Новая Ливанская война – последнее, что нужно нам в разгар «короны» и экономического кризиса, к тому же в этой войне нам не будут помогать ни Штаты, ни арабские союзники.
С другой стороны, альтернативы силовому решению, похоже нет. Трамп собирается в последние месяцы своего правления еженедельно вводить против Ирана новые санкции, делая акцент на тех, которые не сможет отменить Джо Байден, например, связанные с нарушением прав человека. Но Исламская республика жила под санкциями много лет, и ее экономика выдержит очередные ограничения, особенно в расчете на предстоящие послабления. Если же говорить о серьезных переменах, то единственный путь ликвидировать иранскую угрозу – смена власти в этой стране. Однако мирным путем это не произойдет, поскольку политическая оппозиция в Иране слишком слаба, а на интервенцию Штаты не пойдут, учитывая печальный опыт Ирака и Афганистана. Так что остается один выход – по мере сил сдерживать иранские амбиции и как можно дольше не давать аятоллам получить атомную бомбу.
С этой точки зрения разрушение ядерных центров – оптимальный вариант. Оно тормозит развитие иранской атомной программы и позволяет нам выиграть время. Но мы уже убедились, что Тегеран с фанатичным упорством отстраивает и восстанавливает свои предприятия и реакторы, подобно взорванному заводу в Натанзе. Поэтому, прежде чем принять подарок США и стать карающим мечом антииранской коалиции, Израилю необходимо хорошо взвесить все за и против. Не стоит забывать: у Израиля и Трампа сейчас разные задачи. Трампу нужно завершить свое президентство громким событием, а нам – продолжать выстраивать свою жизнь в регионе.
Автор//: Ира Коган