Проигранные войны
Если судить по отчетам государственных контролеров, все последние войны Израиль безнадежно проигрывал. Операция "Несокрушимая скала" не стала исключением, о чем поведал очередной отчет, опубликованный 28 февраля.
"Несокрушимая скала" проводилась с 7 июля по 26 августа 2014 года, и главной ее целью было уничтожение инфраструктуры ХАМАСа, прежде всего подземных тоннелей. Отчет, подготовленный государственным контролером Йосефом Шапиро, содержит резкую критику как политических лидеров, так и армейского командования.
В январе 2017 года черновик отчета был разослан всем заинтересованным лицам и вызвал бурную реакцию. Часть фактов попала в СМИ и стала общественным достоянием вместе с высказываниями политиков и высших офицеров. Главный скандал разразился из-за заявления Нафтали Беннета о том, что многие члены военно-политического кабинета не знали и не хотели знать о существовании тоннелей и возражали против проведения операции. Среди них – начальник генштаба Бени Ганц и тогдашний министр обороны Моше Яалон. Беннет, который настаивал, что именно он первым поднял вопрос о тоннелях и помог таким образом предотвратить мега-теракт, обвинял политических и армейских руководителей в инертном мышлении.
В последнее время глава "Еврейского дома" одержал несколько крупных политических побед и, по мнению многих, фактически возглавил правый лагерь. Но амбиции политика явно идут дальше, и он настойчиво, шаг за шагом расчищает себе путь к креслу главы правительства. Неудивительно, что именно Беннета подозревают в "сливе" журналистам информации о заседаниях кабинета. Он же одним из первых потребовал обнародования отчета, который во многом опирается на его версию – ведь страна должна знать своих героев. То, что "герой" ради собственной славы предавал гласности секретную информацию, никого не смущает.
Для Моше Яалона, который готовится вернуться в политику, публикация отчета – чувствительный удар по репутации и потенциальному электорату. Пытаясь защитить свою репутацию, он атакует Беннета, который "занимался политикой на заседаниях военно-политического кабинета". Но по сути и по фактам Яалону, очевидно, нечего возразить.
Резкие выводы в отношении армейского руководства в итоговом варианте отчета были смягчены, но все же бывшему начальнику генштаба Бени Ганцу досталось изрядно. Ганц заранее предупредил, что не признает положений отчета. Мол, армия достаточно знала про тоннели и могла захватить Газу, если бы получила такой приказ. Все провалы операции – на совести политиков.
Для Ганца публикация отчета по "Несокрушимой скале" - такое же испытание, как для Яалона. Его популярность как начальника генштаба была очень высока и в будущем он, по-видимому, планировал превратить ее в политический капитал.
Бывший командующий Южным военным округом Йоав Галант тем временем заявил, что и Ганц, и Яалон пытаются переложить на других собственные стратегические ошибки. Галант как член правительства и кабинета безопасности, с одной стороны, защищает честь коалиционного мундира. С другой – между ним и Ганцем старые счеты. Как известно, в 2011 году Йоав Галант ждал назначения на пост начальника Генштаба, но в последний момент это место занял Бени Ганц.
Среди высших офицеров одни поддерживают Ганца и возлагают вину на политическое руководство, другие утверждают, что армия была не готова к операции. Недавно более ста резервистов, солдат и офицеров, принявших участие в операции “Несокрушимая Скала”, подписали открытое письмо в защиту Бени Ганца.
За армию и ее бывшего начальника генштаба вступались и СМИ, резонно напоминая, что только операция "Несокрушимая скала" смогла прекратить обстрелы из Газы и уже два года мы живем без столкновений с ХАМАСом.
Одним словом, еще до публикации отчета страсти были накалены до такой степени, что политологи назвали этот конфликт одной из главных угроз коалиции.
Казалось бы, что мешает нашим политикам честно признаться: да, мы ошибались, мы не могли всего предусмотреть, из всего произошедшего надо сделать выводы на будущее? Возможно, народ не простит ошибок и гибели своих сыновей, и тогда руководителям придется уйти в отставку. Это будет достойный и честный поступок, какой совершила в Голда Меир после Войны Судного дня, в которой Израиль победил, но ценой больших потерь. Сейчас войны другие, оценивают их иначе, а главное - изменились лидеры. Одни пытаются любой ценой, оправдываясь и изворачиваясь, удержаться в своем кресле, другие изо всех сил стараются утопить конкурентов. Так они ведут себя сейчас и так они вели себя накануне и во время "Несокрушимой скалы", на заседаниях кабинета безопасности – думая не о безопасности, а о том, как не потерять лицо в глазах своего электората. При таком подходе все наши войны оказываются проигранными.