Продавцы светлого будущего
В Бахрейне открывается конференция «От мира к процветанию», которую правильнее было бы назвать «От процветания к миру». Она посвящена первой, экономической части американской сделки века по урегулированию палестино-израильского конфликта. Поскольку никто из главных фигурантов сделки на конференции не присутствует – палестинское руководство отказалось приехать, а израильские официальные лица не были приглашены – многие задаются вопросом: есть ли в этом мероприятии какой-то смысл и кому оно нужно?
Вкратце, речь идет о 179 проектах общей стоимостью около 50 миллиардов долларов, из которых 28 миллиардов достанутся Палестинской автономии и Газе, 7,5 миллиардов – Иордании, 9 миллиардов – Египту, а 6 – Ливану. Среди проектов – создание коридора между Газой и Западным берегом стоимостью в 5 миллиардов долларов и аренда синайских территорий для строительства палестинского аэропорта, промышленности и сельского хозяйства. Большую часть инвестиций планируется получить от богатых арабских стран региона.
Главная интрига состоит в том, что экономическая часть будет выполнена лишь после заключения политического соглашения, содержание которого сих пор не известно – его публикация отложена до окончания израильских выборов. Поскольку палестинская сторона заранее отвергает все американские предложения, вероятность осуществления плана выглядит мало вероятной, да и делегации на конференции не слишком представительны для столь серьезной задачи (а Ирак и Ливан просто уклонились от участия). Но для чего представители арабских стран вообще приехали на мероприятие, эффективность которого так сомнительна? Неужели только чтобы не поссориться с Америкой? Есть ли шанс у встречи в Бахрейне? И для кого?
С администрацией ПНА, как и с ХАМАСом, все давно ясно – план Трампа им не нужен, как и любой мирный план. Никаких миллиардов не хватит, чтобы убедить их добровольно снять с повестки палестинскую проблему, за счет которой десятилетиями кормятся чиновники и полевые командиры. Получить деньги Трампа и нефтяных монархий означает для них потерять деньги Ирана и других спонсоров террора, отказаться от невыполнимых требований вроде раздела Иерусалима и возвращения беженцев, от международного внимания, к которому они привыкли. Главное же, что палестинские лидеры никогда не согласятся взять на себя ответственность за благосостояние населения и больше не списывать все проблемы на сионистскую оккупацию. Вот и все, что стоит за пылкими фразами о нежелании «жить в золотой клетке».
Это не означает, что палестинские предприниматели, которых не отпустили в Бахрейн, тайно не мечтают о подарках Трампа в виде вложений в инфраструктуру и поддержки частного бизнеса. Доверенные лица Президента Джаред Кушнер и Джейсон Гринблатт хотят убедить здравомыслящих палестинцев, что жить в мире с Израилем выгодно – но те это знают и так, просто их мнение не интересует администрацию.
Если палестинские лидеры продолжат упрямиться, у Трампа остается возможность давить на них с помощью других арабских стран. Не случайно американцы так стараются умаслить ближайших соседей палестинцев. Египту и Иордании трудно отказаться от щедрых американских предложений, хотя они понимают, что щедрые вливания в их экономику – это, в числе прочего, компенсация за «палестинских беженцев», которых теперь не удастся вернуть в Израиль.
Для Израиля – а точнее, для Нетаниягу – нынешняя конференция совсем не к месту. Любое проявление интереса к ней, любой намек на участие в сделке будет истолкован противниками Биби как готовность к уступкам и испортит ему предвыборную кампанию, построенную на противопоставлении правого Ликуда и его левых конкурентов.
Монархии Персидского залива, на первый взгляд, ничего особенного не приобретают от того, что становятся основными спонсорами «процветания» и берут на себя около 70% всех расходов. Они, конечно, заинтересованы в сотрудничестве с Израилем против Ирана, но не слишком ли высока цена? Тем не менее, страны залива, пожалуй, единственные из всех участников встречи, готовы к сделке: она дает им надежду, заплатив сейчас, избавиться от обременительного и бесконечного содержания палестинского образования.
Инициаторы встречи не скрывают, что продают мечту, идею светлого будущего, в которое никто по-настоящему не верит. Тем не менее, Трампу очень близка такая бизнес-модель, и он знает, что она может сработать. Известно: если назвать людям сумму, они могут проявлять принципиальность и с негодованием отказываться, но начинают вести себя так, будто уже получили эти деньги. На этом и строится расчет. Хотя название конференции подчеркивает, что мир первичен, на самом деле именно обещанное процветание должно задать направление и привести в движение механизм политической сделки.