Прячься, Европа!
Международное сообщество чувствовало себя неуютно до начала наземной операции в Газе. Конечно, жертв среди палестинского населения, служившего для террористов живым щитом, было больше, чем в Израиле. Но все же не оставалось сомнений, кто «первый начал», и международное сообщество не понимало, кого осуждать. Ибо война требует осуждения, но осуждать «страдающий народ Палестины» невозможно. И хотя большинство новостных выпусков, как обычно, начинались с фраз «Израиль нанес удар» или «Израиль прервал перемирие», но информация о летящих на наши города ракетах тоже звучала, так что сообразительный зритель мог догадаться, кто виновен в нанесении удара и срыве перемирия.
Казалось, в восприятии Запада что-то сдвинулось. На телевидении стали появляться кадры воздушной тревоги в городах Израиля. Крупнейший европейский канал Euronews сделал несколько репортажей из Сдерота и пограничных с Газой районов. Другие телеканалы тоже позволили себе выразить сочувствие к Израилю.
Но такая объективность продержалась недолго. Как только началась наземная операция, международное сообщество вернулось к привычному шаблону: Израиль заслуживает порицания, палестинцы - жалости. Новости опять начинаются с кадров разрушенных домов и устрашающего числа погибших, слово «ХАМАС» почти исчезло из лексикона комментаторов. Все снова выглядит так, будто израильские агрессоры воюют с мирным населением, разрушая школы и мечети.
Совет Безопасности ООН принял очередную резолюцию с требованием немедленно прекратить насилие. Она была принята почти сразу, после того как дочерняя структура ООН - Агентство помощи палестинским беженцам (UNRWA) обнаружило на территории школы в Газе склад ракет и передало их ХАМАСу. На такой поступок, фактически делающий ООН пособником террористов, у организации не нашлось ни слов, ни резолюций. А в недавнем выступлении Генсека ООН Пан Ги Муна речь уже шла только об «агрессии» в Газе, без упоминаний обстрелов Израиля.
Удивительная ситуация сложилась во Франции, где не стихают антиизраильские и антисемитские выступления. Правительство вначале повело себя достойно, потребовав запретить пропалестинские демонстрации под угрозой уголовной ответственности. Однако после ряда погромов и поджога синагоги под Парижем столичные власти порекомендовали местным евреям… не выходить из дома и не открывать свои магазины.
Эта история наглядно демонстрирует тупик, в котором оказалось европейское общество со своей мнимой толерантностью. Вместо обеспечения безопасности своим гражданам, западное государство предлагает им прятаться. Неудивительно, что государство, защищающее своих граждан с оружием в руках, вызывает здесь неприятие и осуждение.
В дни операции «Несокрушимая скала» антиизраильские демонстрации прошли и в Германии, и в Великобритании, и в других странах. Своеобразную позицию заняла администрация США, которая на словах признает право Израиля обороняться, но предостерегает его от «чрезмерно жестких действий». Неожиданно последовательно ведет себя Египет, возлагающий ответственность за эскалацию в Газе на главарей ХАМАСа.
Одновременно в разных странах проходят манифестации в поддержку Израиля. Тысячи людей участвуют в интернет-акциях, выражая свою солидарность с израильской армией. Среди них есть граждане стран, власти которых настроены враждебно по отношению к Израилю, - Турции, Ирака, Пакистана.
В целом можно отметить, что простые граждане по всему миру проявляют больше понимания ситуации, чем политики и масс-медиа. Среди них, безусловно, есть ангажированные люди. Но многие искренне заблуждаются и не находят в себе сил покончить с этим заблуждением. Привычная картина мира не позволяет им встать на сторону Израиля и согласиться с необходимостью уничтожать террористов, чьи руки по локоть в крови.
Европа много лет жила в иллюзии, что из Второй мировой вынесен окончательный урок: война - преступление, любые конфликты могут и должны решаться путем переговоров и уступок. Эта установка, казавшаяся такой правильной и цивилизованной, была опровергнута новыми реалиями. В западном мире сегодня происходит столкновение цивилизаций. В нем набирает силу новая прослойка, которая не принимает демократических ценностей и не признает послевоенный общественный консенсус. Подвергает его сомнению и молодое поколение, из которого формируются «новые левые».
Это проблема в большей степени Запада, чем Израиля. Израиль в конце концов выстоит и победит врагов, особенно если не будет прислушиваться к осуждающему хору и собственным «левым». Израиль примет тех евреев, которым станет окончательно неуютно в других странах. Но руководители этих стран должны перестать закрывать глаза на угрозу террора и радикализма. Иначе вскоре не только евреям, но всем их гражданам придется прятаться по домам.