Полет над пропастью

Полет над пропастью

Когда центральный банк твердой рукой удерживает ставку на уровне 4,5%, а шекель укрепляется на фоне самой опасной эскалации в истории государства; когда инвесторы продолжают вкладываться в хайтек, стартапы привлекают миллиарды долларов, а биржа бьет рекорды… В целом все выглядит так, будто экономика Израиля успешно адаптировалась к военному положению. Правда, не очень понятно, как в эти успехи вписываются растущие цены, безработица и разорение многочисленных предприятий. Но не может же быть все гладко, особенно во время войны… 

Что же происходит с нашей экономикой? Что кроется за обнадеживающими цифрами и позитивными отчетами? 

Главный наш плюс – устойчивое положение накануне войны. Благодаря финансовой дисциплине Израилю удалось пережить мировой кризис и «корону» с минимальными потерями. Банки избежали дефолтов, ипотечный рынок замер, но не рухнул. С переходом на военные рельсы государство показало способность быстро мобилизовать ресурсы. Нельзя, разумеется, сбрасывать со счетов оперативную помощь США в размере более 14 млрд долларов. 

Хайтек переживает свои лучшие времена – цифровые технологии востребованы как никогда и составляют около 54% от всего израильского экспорта. Доходы этой отрасли создают солидную финансовую «подушку безопасности» для экономики в целом. И одновременно в сфере хайтека идут масштабные сокращения. Процент айти-профессионалов среднего уровня среди ищущих работу поднялся до 40%. Один только Intel уволил сотни сотрудников… Как это объяснить?
Израильский хайтек сегодня растет за счет оптимизации и концентрации ресурсов: компании нанимают меньше кадров, активнее автоматизируют процессы и внедряют AI, максимально вкладываются в грамотный менеджмент. Для самих компаний и отрасли в целом это выгодно. Однако все больше людей теряет работу, и основной удар, как обычно, принимает на себя средний класс. 
Наибольший рост производительности и доходов показывают крупные предприятия – те, что могут позволить себе расходы на оптимизацию и гибкую кадровую политику. Среди них много филиалов мировых холдингов, что увеличивает нашу зависимость от иностранных компаний. Малый бизнес, напротив, переживает кризис. Рекордное количество специалистов уезжает за границу, порой целыми коллективами, и хайтек рано или поздно испытает последствия этой утечки мозгов. К тому же чрезмерно раздутый пузырь информационных технологий может лопнуть, как это случилось в 2000-е годы, и выбросит на рынок новые тысячи безработных. 
В каком-то смысле вся израильская экономика работает сейчас по той же модели: с одной стороны – иллюзия стабильности и впечатляющий взлет отдельных гигантов, с другой – пропасть, в которую постепенно проваливаются средний класс и незащищенные слои. Бенефициары этой модели — крупные игроки с доступом к инвестициям, логистике и экспортным каналам. 

Положительная динамика экономического развития не ощущается населением, поскольку все условные излишки идут на военные нужды. Падение потребительских расходов достигло уже 27% - и это при том, что государство тратит огромные средства на материальное стимулирование военнослужащих и их семей. Если потребительский рынок еще жив, то не благодаря спросу, а вопреки ему – во многом за счет надежд на светлое послевоенное будущее.

Что же готовит нам будущее? Самые оптимистичные сценарии обещают «медовый месяц» инвестиций — снижение ставок, приток капитала, восстановление импорта. Бонусом – новые перспективные связи и контракты, порожденные расширением соглашений Авраама. Но все может сложиться не так радужно. Если не последует политического урегулирования и снижения напряжённости на всех фронтах (Газа, Ливан, Йемен, Иран), Израиль окажется в состоянии хронической мобилизации даже после окончания активных военных действий. Кроме того, американская помощь не бесконечна: если в США сменится администрация или изменятся приоритеты, поток субсидий может резко сократиться. Тогда и выйдут на поверхность все скрытые проблемы, начиная с уровня государственного долга, который уже превысил 67 млрд долларов за время войны, а ведь она еще не закончена. В итоге страна может столкнуться с рецессией, гораздо более острой, чем мы переживали раньше. 

Экономика Израиля сегодня — это полет над пропастью. Она стремится вверх, но одновременно теряет опору. В ближайшее время она будет еще более, чем когда-либо, завязана на политике и стратегии безопасности, на которые экономические институты не могут повлиять напрямую – они могут только к ней приспосабливаться. Поэтому государство должно уже сейчас восстанавливать доверие малого и среднего бизнеса и потребительскую лояльность, создавать защиту от глобальных логистических потрясений, выравнивать баланс между разными отраслями. В противном случае нас ждет болезненное падение со столь успешно набранной высоты.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK