Правые против правых
В преддверии возможных выборов социальные опросы показывают: рейтинг Ликуда падает, но Биби может уверенно сформировать правую коалицию, причем даже без Ганца – за счет выросшей «Ямина». Но ситуация может повернуться по-другому, и главная битва произойдет не между правыми и левыми, как это обычно бывает в Израиле, а внутри правого лагеря. Это совсем не радостные новости для Нетаниягу.
Партии Нафтали Беннет сегодня обещают от 15 до 17 мандатов, и велика вероятность, что он не захочет использовать их для укрепления позиции премьера. Личные отношения между двумя политиками всегда были натянутыми, а отказ «Ямина» от участия в нынешней коалиции испортил их еще сильнее. У Беннета свои амбиции, и он не скрывает, что в перспективе видит себя главой правительства. Сейчас момент для него самый подходящий: правые избиратели, которых в Израиле по-прежнему большинство, все сильнее разочаровываются в политике Нетаниягу. Одни винят его во второй волне «короны», другие недовольны промедлением в осуществлении планов аннексии, третьи опасаются, что в случае избрания Байдена президентом США Биби, лишившись поддержки Трампа, пойдет на уступки палестинцам и западным миротворцам. Уличные протесты, с которыми не может совладать правительство, склоки в коалиции, невозможность принять бюджет, приближающийся суд над Нетаниягу, наконец, его непоследовательное и истеричное поведение в сложные моменты тоже не добавляют симпатий премьер-министру. Сам по себе факт четвертых досрочных выборов уже говорит о том, что руководство страны не справляется и его нужно менять.
Беннет в этом случае – единственный вариант, поскольку других лидеров на правом фланге не осталось, а двигаться влево общество пока не готово. Но главное –у него есть возможность создать коалицию, и не псевдо-широкую, как сейчас, а по-настоящему представляющую разные политические лагеря. Выйдет ли из этого дееспособное и прочное правительство – другой вопрос.
Противники Нетаниягу, правые и левые, оказавшись на скамье оппозиции, вынуждены находить общий язык. Это умение поможет им, если они захотят объединиться. Наиболее вероятный альянс – Беннет и Лапид, два молодых политика, чья популярность растет примерно одинаково. Идеологические различия между ними невелики, хотя многие избиратели и «Ямина», и «Еш атид -Телем» более категоричны в своих взглядах. Беннет и Лапид - сторонники либерального подхода в экономике и наверняка сделают выход из экономического кризиса центром своей предвыборной кампании и платформой для сближения. Но истинной целью их объединения, разумеется, будет отставка Нетаниягу.
Эта цель способна привлечь в их ряды даже Либермана, который давно требует создания правительства национального единства. Поскольку такое правительство под руководством Биби и Ганца обошлось без НДИ и изрядно себя дискредитировало, Либерман не поступится принципами, если примкнет к коалиции Беннета-Лапида. Конечно, ему не хочется отдавать власть молодым выскочкам, но у него нет другого шанса попасть в правительство и вернуть себе влияние.
Если выборы произойдут, то им будет предшествовать крупная размолвка между Нетаниягу и Ганцем, и последнему ничто не помешает примкнуть к альтернативной коалиции. Правда, остается вопрос, ждут ли его там бывшие союзники из блока «Еш Атид - ТЕЛЕМ», которых он так откровенно «кинул». Но скорее всего, у Лапида хватит самообладания отказаться от мести ради все той же высшей цели – «только не Биби». Кроме того, Ганца может заменить во главе списка кто-то из его соратников, например, Гади Айзенкот.
Коалиция, состоящая из «Ямина», «Еш Атид – ТЕЛЕМ», НДИ и «Кахоль-лаван», будет более или менее центристской или, по крайней мере, условно сбалансированной. Но на данный момент она еще не набирает большинства. Ей необходимо участие хотя бы одного из очень спорных союзников – МЕРЕЦ или харедим.
Левые, вероятно, поддержат любого оппонента Нетаниягу, но их вступление в коалицию грозит лишить Беннета правого электората и всерьез испортить его репутацию. Чтобы решиться на такой шаг, он должен чувствовать за спиной серьезную общественную поддержку. Попросту говоря, народ должен быть заинтересован в замене Биби так же сильно, как его политические противники, что выразится в массовых протестах накануне выборов. Предсказать это пока невозможно.
Есть вероятность, что недостающие мандаты принесет коалиции ШАС, у которого есть опыт сотрудничества с самыми разными партнерами. Сейчас трудно представить себе, как сефардские харедим пойдут на союз с Либерманом и Лапидом, которые наверняка будут разыгрывать на выборах антикреликальную карту. Но история знает и такие примеры.
Безусловно, такую коалицию будет сложно назвать правой, и Ликуд непременно использует этот аргумент в предвыборной борьбе, чтобы увести у «Ямины» правый электорат. С другой стороны, популярность Беннета может вырасти так, что он будет сам выбирать себе союзников. Тогда формула «правые против правых» впервые в нашей истории осуществится на практике.
Автор//: Ира Коган