Перемен не будет
Если народ Израиля и хотел перемен, то, видимо, хотел их недостаточно сильно. Потому что «получилось, как всегда»: Нетаниягу обошел своих соперников и будет формировать очередное право-религиозное правительство с опорой на харедим.
Остается только гадать, кто виноват – успешная вакцинация, слабая предвыборная кампания Беннета и Саара, желание людей воспользоваться долгожданной свободой и погулять на природе, а не тратить драгоценные минуты на избирательных участках, и как следствие – низкая явка… Но факт остается фактом: Биби по-прежнему царь Израиля, религиозные партии сохраняют свое влияние в обществе и правительстве, их противики могут расходиться по домам.
Можно сказать, что Израиль проголосовал за стабильность, и это понятно - последний год принес слишком много потрясений, и народ не хотел и боялся новых резких поворотов. Нельзя также не признать, что в условиях пандемии Нетаниягу показал себя успешным антикризисным менеджером (или успешным манипулятором, время покажет). В любом случае, борьба с «короной» и экономическим кризисом еще не закончилась; мы пока на той самой переправе, на которой не меняют коней. Никто также не отменял старых проблем с без пяти минут ядерным Ираном, да и новых – с президентом США Байденом. В такое время во внешней политике востребованы та дипломатичность и тот напор, которыми в нужной пропорции обладает наш вечный премьер. Что касается внутренней политики и экономики, то тут ему придется труднее, хотя Биби славится своим умением если не решать, то спускать на тормозах больные вопросы.
Впрочем, определенные перемены все-таки грядут: премьер наверняка завершит свою войну против юридической системы. У судей БАГАЦа и юридического советника правительства есть повод для беспокойства – их полномочия наконец будут ограничены. Возможно, это одно из немногих решений, в котором Нетаниягу получит поддержку своих соперников, – тот редкий случай, когда личные интересы главы правительства совпадают с интересами государства.
Что еще показали эти выборы? Лозунга «только не…» очевидно мало, чтобы привлечь массы избирателей. И Беннет, и Саар погорели на том, что, призвав к свержению Нетаниягу, они не смогли сказать народу больше ничего убедительного. Их поражение показывает, что общество ждет от оппозиции внятной программы действий и четкой идеологии. О последнем говорит также уверенное прохождение в Кнессет крайне правой партии Смотрича и Бен Гвира и левых МЕРЕЦа и Аводы, которым, судя по опросам, грозила опасность остаться за пределами электорального барьера. В очередной раз можно убедиться, что центра в израильской политике не существует, и только с позиции правого или левого лагеря можно убедительно говорить с электоратом. Те, кто хочет оказаться посередине, рано или поздно сходят со сцены.
Укрепление левого лагеря пробудило некоторые надежды у этой части населения, но его оказалось недостаточно, чтобы свергнуть Нетаниягу даже при помощи его условно правых противников. На самом деле, полевение электората может быть следствием относительно спокойной обстановки в сфере безопасности в последние годы – народ уже не боится войны и террора так, как раньше. Многие признают, что это заслуга Нетаниягу, но здесь кроется для него опасность: мирная жизнь заставляет людей задумываться о таких «второстепенных» вещах, как экономика, здравоохранение, образование, социальная сфера, и требовать от правительства решений. Можно предположить, что, если бы не экстремальная ситуация с «короной», Биби пришлось бы искать другую страшилку для народа Израиля, чтобы мобилизовать достаточно голосов для своей победы.
Самое удивительное на этих выборах – сохранение и даже относительный успех партии «Кахоль Лаван». Трудно объяснить, каким образом бывший «список генералов», абсолютно ничем не зарекомендовавший себя в Кнессете и возглавляемый перебежчиком Ганцем, сохранил поддержку избирателей. Очевидно, народ быстро забывает трюки и финты политиков, к радости последних и к большому сожалению для себя.
Только на забывчивость избирателя и можно надеяться Нафтали Беннету, который загнал в тупик себя и свою партию. Любое его решение теперь станет политическим фиаско. Присоединение к коалиции Нетаниягу будет очевидным предательством идеи смены власти, а отказ не спасет левый лагерь и поведет страну на пятые выборы, чего Беннету не простят – если не забудут. Что касается Саара, то это уже не первый его провалившийся бунт против главы Ликуда – но, возможно, последний.
В целом трудно вспомнить более скучные и предсказуемые выборы. Если не учитывать отклонения в результатах небольших партий, голоса распределились именно так, как говорили опросы. Означает ли это ту самую политическую стабильность, которая всегда была так нехарактерна для Израиля? Или это затишье перед бурей? Время покажет. Во всяком случае, есть надежда на небольшой перерыв до следующих выборов.
Автор//: Ира Коган