Паломничество в Москву!
Поездка в Россию главы парламентской оппозиции и лидера фракции «Сионистский лагерь» Ицхака (Бужи) Герцога за пару дней до официального визита туда же премьера Нетаниягу вызывает много вопросов. И если мировая общественность размышляет, почему израильские лидеры зачастили в Москву, то в еврейском государстве пытаются понять, для чего россиянам переговоры с лидером оппозиции.
Приближенные Герцога уверяют, что это просто совпадение. Мол, предварительное предложение посетить Россию политик получил в ноябре прошлого года, когда встречался в Иерусалиме с российским премьером Дмитрием Медведевым. Возможно, еще тогда он показался перспективным партнером, и в Москве решили присмотреться к нему поближе. Официально Герцог едет в Россию по приглашению руководителя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого. Он надеется также встретиться с главой МИД Сергеем Лавровым и его заместителем Михаилом Богдановым «для обсуждения важных региональных вопросов».
Какие вопросы намерен обсуждать Бужи? Нетаниягу заранее обозначил, что он будет говорить с Путиным о войсках Ирана, находящихся в Сирии, и о воюющих там же боевиках «Хизбаллы». Израиль категорически не устраивает стремление Ирана застолбить для своих военных место в Сирии, в том числе на сирийской части Голанских высот. Что касается Герцога, то именно в этом вопросе он – редкий случай – полностью поддерживает Биби.
Проблема в том, что в сообщении пресс-службы президента РФ тема Ирана вообще не упоминается. Там сказано, что Владимир Путин и Биньямин Нетаниягу обсудят ситуацию на Ближнем Востоке, борьбу с терроризмом, палестино-израильское урегулирование и торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами.
Конечно, если бы Герцог мог добиться от Москвы обещаний, связанных с Ираном и Сирией, в обход Нетаниягу или по крайней мере раньше него, это было бы очень эффектным шагом. Но нет никаких шансов, что глава МИД РФ Лавров или его зам Богданов станут говорить на тему, которой избегает президент Путин. К тому же Михаил Богданов в недавнем интервью арабской газете «Аль-Хайят» заявил, что обсуждать вывод иранских войск из Сирии имеет смысл только после окончания войны.
Но есть тема, на которую с Герцогом с удовольствием побеседуют в Москве и по которой он серьезно расходится с Нетаниягу. Это палестино-израильское урегулирование и принцип «два государства для двух народов». Вероятно, тот факт, что позиция Бужи встретит поддержку и одобрение в Москве, даже поможет ему на предстоящих праймериз в «Аводе». Но зачем россиянам обсуждать такие вопросы с политиком, который не имеет реальной власти?
В последнее время Россия пользуется репутацией государства, которое активно – и с успехом - вмешивается в выборный процесс других стран. Независимо от достоверности этих утверждений, имидж всесильного международного манипулятора, вероятно, должен импонировать Кремлю. С другой стороны, каждый политический деятель, приглашенный в Москву, может надеяться, что могущественная система поставит на него. Ицхак Герцог – не исключение.
Для Нетаниягу же демонстративный интерес к его сопернику служит намеком, что на нем свет клином не сошелся и российские лидеры всегда готовы сделать ставку на его соперника. Создавая дополнительное напряжение между Биби и Герцогом, Кремль оказывает влияние на израильскую политику, даже если пока не намерен в нее вмешиваться.
Но возможно, эти намерения существуют. Ведь Россия хочет добиться такого урегулирования с палестинцами, которое устроило бы арабские страны. В этом смысле Герцог – куда более удобный партнер, чем Биби. Он согласен одновременно и на сотрудничество с нефтяными монархиями, и на создание Палестинского государства. И если для Трампа идеальный союзник – Нетаниягу, то Путин может предпочесть Герцога, несмотря на личные симпатии между ним и израильским премьером.
Можно вспомнить, что в 2009 году Лавров приглашал в Москву тогдашнего руководителя оппозиции Ципи Ливни, в то время – председателя «Кадимы». Истинной, не обозначенной официально целью этой встречи было выяснение ее позиции по важнейшим вопросам израильской политики в сравнении с подходом Нетаниягу. Уже тогда Кремль демонстрировал, что не собирается «класть все яйца в одну корзину» и может выбирать, с кем из израильских политиков вести диалог.
Но у Нетаниягу нет выхода – по сирийскому вопросу ему нужно договариваться только с Москвой, потому что проблему иранских войск в Сирии американцы не решат. В целом роль России в регионе возрастает, в то время как США собираются сократить до минимума помощь в решении чужих конфликтов. И паломничество израильских политиков в Москву должно показать всему миру – и в первую очередь, Штатам, - кто заказывает музыку на Ближнем Востоке.