Обмен или наказание?

Обмен или наказание?

На фоне противоречивых слухах о возвращении тел военнослужащих ЦАХАЛа Орона Шауля и Адара Гольдина семья младшего лейтенанта Гольдина выступила со своей инициативой, назвав ее "Проект мужества".
Нужно в корне изменить подход к проблеме пленных, настаивают Гольдины. Не обменивать солдат Израиля или их тела на сотни террористов, а жестко наказывать тех, кто их удерживает, и таким образом остановить кровавый бизнес, построенный на похищениях.

Шауль и Гольдин погибли в ходе операции "Нерушимая скала". ХАМАС требует за возвращение их тел освободить из израильских тюрем десятки террористов, прежде всего тех, кто был выпущен в рамках "сделки Шалита" и осужден повторно. В списке - главарь "Танзима" Маруан Баргути и лидер НФОП Ахмад Саадат. Предметом переговоров являются также гражданин страны Авру Менгисту, который ушел в Газу добровольно и предположительно страдает психическим заболеванием, и двое попавших в сектор бедуинов.

Мы всегда гордились тем, что жизнь и память каждого нашего гражданина бесценна. Как выразился в свое время бывший глава ШАБАКа Ави Дихтер, ни один террорист не стоит ногтя израильского солдата. Освобожденные террористы снова идут убивать и не боятся попасть в тюрьму. Они знают, что это – до следующей сделки. И эта цена оказалась слишком высока для народа Израиля.

Израиль занимался обменом пленных с первых лет своего существования. После войны за Независимость около 900 попавших в плен израильтян были обменены на 6 тысяч солдат арабских стран. Речь шла о военнопленных, и это была обычная практика войны. Никто не видел смысла в том, чтобы содержать военнопленных вражеских армий за счет государства. Из этих же соображений 5500 египетских военных, попавших в плен во время "синайской кампании" 1956 года, были отпущены в обмен на трех израильских солдат и одного летчика.

Ради освобождения своих граждан Израилю порой приходилось проявлять инициативу. В марте 1961 года во время атаки на сирийские огневые точки бригада "Голани" захватила 18 сирийских солдат, позже обмененных на 11 израильтян. В 1973 году, еще до войны Судного дня, спецподразделение Генштаба (Сайерет маткаль) похитило на границе пять высокопоставленных сирийских офицеров, чтобы спасти из плена троих израильских летчиков.

Перемены произошли в 1975 году, когда египтяне нашли на своей территории тела 39 погибших военнослужащих ЦАХАЛа. В Израиле не было пленных египетских солдат, поэтому участниками обменной сделки стали более 90 террористов и палестинских заключенных. Вскоре в "игру" вступили ООП, ФАТХ и другие палестинские группировки. После "сделки Джибриля" счет освобождаемых террористов пошел на тысячи.

В 2004 году был осуществлен обмен 400 палестинских террористов и 36 ливанцев на израильского бизнесмена Тененбаума и тела трех убитых Хизбаллой солдат. По итогам другой сделки с Хизбаллой на свободу вышел убийца Самир Кунтар, осужденный на четыре пожизненных срока. Израиль получил тела резервистов Эхуда Гольдвассера и Эльдада Регева, до последнего момента надеясь, что они живы.

Между радикальными группировками началось негласное соревнование: кто заставит Израиль заплатить дороже. Гилад Шалит был похищен ХАМАСом именно с этой целью и после пяти лет переговоров освобожден в обмен на 1027 палестинцев, включая террористов с кровью на руках.

Окрыленные успехом, хамасовцы выдвинули лозунг "Нам нужен новый Шалит". На израильских солдат началась настоящая охота. Было совершено несколько десятков попыток похищений (некоторые заканчивались убийствами). Туннели из Газы роются именно с этой целью: захватить израильтян и потребовать выкуп в виде палестинских заключенных.

О том, что государство загоняет себя в тупик, отпуская на свободу опасных убийц и потакая похитителям, говорилось уже не раз. Но можно ли прекратить практику обменных сделок? Семья Гольдин считает, что Израиль должен усиливать блокаду Газы и ужесточать условия содержания палестинских заключенных. Тогда для ХАМАСа станет невыгодна "торговля людьми".

На самом деле, причин "наказывать" ХАМАС и так более чем достаточно. Проблема в том, что его руководителей не волнует нехватка воды, электричества и прочие трудности простых жителей Газы. Им так же безразлично состояние узников палестинских тюрем, включая их голодовки. Все они важны лишь постольку, поскольку их можно использовать в борьбе против Израиля. Даже если ограничить поставки в Газу бетона - для туннелей его хватит, а стройки подождут.

Уничтожение ХАМАСа, военное или политическое, было бы единственным выходом. Но об этом никто всерьез не говорит. Правительство не может предложить ничего, кроме традиционной, долгой и унизительной торговли. Неудивительно, что семьи заложников берут дело в свои руки, пытаясь найти хоть какое-то решение.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK