Низкий старт
Правые, левые, новые, старые… Все равно выиграет Нетаниягу, неужели они этого не понимают? А если понимают, то для чего вся эта суета, перебегание из одного списка в другой, декларации, обличение бывших союзников и прочее сотрясение воздуха? Зачем вкладывать немалые деньги, чтобы проиграть, зная об этом заранее?
Но наши политики не так просты, как кажутся. Да, они в курсе, что в данный момент у них нет шансов против Биби. Но ведь эти выборы – не последние. Следующие, мы знаем по опыту, могут произойти совсем скоро, а главное – внезапно. Вот к ним-то многие и готовятся прямо сейчас.
К моменту объявления о роспуске Кнессета наш политический пейзаж представлял собой довольно унылое зрелище. В Ликуде вяло бурлило недовольство председателем партии, но никто не хотел повторять судьбу мятежников, вроде Гидеона Саара, вынужденных уйти из политики. «Еврейский дом» продолжал цепляться за коалицию, в то время как НДИ покинула ее в не самый удачный для себя момент. Оппозиция же все четыре года занималась перемыванием косточек Нетаниягу и призывами отдать его под суд.
Тут объявили выборы, и все завертелось. Распался «Еврейский дом», вслед за ним треснул Сионистский лагерь. Ни один из этих списков изначально не мог рассчитывать на большой успех, а осколки бывших блоков рискуют получить еще меньше голосов. Но это не так важно, если нацеливаться не на ближайшие, а на будущие выборы. Гораздо важнее отмежеваться от своих же соратников, с которыми приходилось бороться за лидерство и влияние. Теперь лидеров стало гораздо больше (пропорционально числу вновь образованных списков), и каждый из них теоретически может возглавить следующую предвыборную гонку.
Так что в ближайшей каденции нас ждет уникальное зрелище: политики будут работать на свой рейтинг и завоевывать сторонников в долгосрочной перспективе. На первый взгляд, государству это только на пользу, ведь избранные депутаты и назначенные министры постараются продемонстрировать, как они заботятся о благосостоянии и безопасности народа. Увы, все может ограничиться громкими заявлениями и обличением конкурентов – уже сейчас политики наперебой объясняют, почему они лучше, а другие хуже. Например, в последнее время мы услышали массу не очень лестных – для обеих сторон - подробностей о подковерном соревновании Ави Габая и Ципи Ливни за лидерство в Сионистском лагере.
Жаркие бои ожидаются и в Ликуде, где кое-кто готовится к возвращению опального Саара и, возможно, даже к тому, что он возглавит партию, если против Биби будет выдвинуто обвинительное заключение. На это же место претендуют Исраэль Кац и Гилад Эрдан.
Списку харедим на этот раз даже выгодно остаться в оппозиции и не поступиться принципами, чтобы вернуть доверие своего электората.
Яир Лапид вслух мечтает о кресле премьера, понемногу внедряя эту мысль в сознание общества – а почему бы нет? Авигдор Либерман обвиняет Нетаниягу в нерешительности и потакании палестинцам, левые – в отказе от мирного диалога.
Все вместе заранее топят министра финансов Кахлона, чтобы на всякий случай убрать с дороги партию «Кулану». 2019 год ожидается непростым для израильской экономики, и все проблемы постараются списать на просчеты Кахлона.
Предвыборный период открывает всем возможность высказаться: в это время общественность с интересом прислушивается к предложениям кандидатов. Но если избиратели позже спросят, что было сделано для их осуществления, всегда можно сказать, что этому помешало ненавистное правительство ненавистного Биби. Зато как прекрасно все станет потом, когда оно наконец уйдет – если не завтра, то послезавтра, как поется в известной песне!
Поэтому, хоть политики и критикуют друг друга, главным объектом критики остается Нетаниягу. Ведь на нынешних выборах у них нет шанса именно потому, что общество не видит альтернативы Биби. Так что в нынешней предвыборной кампании и в ближайшей каденции нам постараются представить целый парад альтернатив.
Иного нет у нас пути. Допустим, Нетаниягу умудрится просидеть еще один полный срок, во что трудно поверить, учитывая массу противоречий и нерешенных проблем, которые придется разгребать следующему правительству. Допустим, он даже останется на посту после предъявления обвинений по «тысячным» делам, или эти обвинения вовсе не будут предъявлены. Но сколько веревочке не виться, а следующего срока Биби не видать, просто по этическим соображениям. Вероятнее всего, переворот произойдет гораздо раньше, чем через четыре года.
Зная Биби, можно догадаться, что он не будет готовить себе смену, а уйдет из политики неожиданно, не оглядываясь на остающихся. Его оппоненты не хотят, чтобы этот момент застал их врасплох, и заранее занимают низкий старт, готовясь пробежать еще один предвыборный марафон.