Неестественный отбор

Неестественный отбор

Систему праймериз в Израиле не ругает только ленивый. Тем не менее, отношение к ней – как к демократии в целом: это никуда не годится, но ничего лучшего пока не придумали.

Партийные праймериз – это формирование списка кандидатов, которые занимают места в Кнессете в порядке очередности, согласно набранному числу мандатов. Существует четыре вида праймериз: когда список составляется одним человеком (лидером партии, духовным руководителем и т.п.); представителями партии (съездом, политбюро, специальной комиссией); голосованием всех членов партии; голосованием, открытым для всех граждан.

По идее, кандидаты должны удовлетворять двум основным требованиям: принести движению как можно больше голосов и быть достойными народными избранниками. Увы, эти условия не всегда совпадают. К тому же на первое место выходит третье и главное – лояльность к лидеру или лидерам партии.

Обычно лидер вне конкурса (либо проводятся отдельные праймериз по выборам главы партии). Но этого мало, чтобы удержаться в кресле. Любому полководцу нужны верные солдаты и не нужны те, кто сеет смуту или метит на его место. Поэтому партийным лидерам приходится порой идти на большие ухищрения, чтобы включить в список своих людей, изолировать неугодных и сохранить при этом видимость демократии.

В последние дни главное внимание привлекали праймериз в Ликуде, где велась отчаянная борьба за 30 первых мест. Накануне появилась информация о негласном списке Нетаниягу, составленном по принципу лояльности, а не популярности кандидатов. Однако по итогам праймериз в первые ряды вышли политики, не упомянутые в списке, а главный противник премьера, «мятежник» Гидеон Саар занял одно из ведущих мест.

Обозреватели предполагают, что высокая явка членов Ликуда снизила влияние договорных сделок среди кандидатов. Одно это уже указывает на то, что подобные сделки на праймериз – обычное дело, а независимое голосование – скорее исключение, чем правило. За каждым кандидатом, как правило, стоит «группа поддержки», которая руководствуются не только его взглядами и способностями, но и обещанием должностей, финансирования, лоббирования интересов и прочих «плюшек». Такой группой может быть даже целый населенный пункт, а то и регион, чьи жители рассчитывают на повышенное внимание к своим проблемам. Порой очень трудно провести грань между обязательством депутата заботиться о нуждах своих избирателей и неявным подкупом.

Характерное для Израиля явление - «подрядчики голосов» (кабланей колот), которые вербуют в движение десятки и сотни новых членов. Их активность особенно высока перед праймериз. Большинство «подрядчиков» работает на лидера партии, поскольку у него больше всего возможностей распределять посты и бюджеты.

Иногда руководство включает в предвыборный список известных «людей со стороны», не имеющих знаний и опыта в политике, но пользующихся общественным доверием, – отставных генералов, журналистов, ученых и даже артистов. Попав в парламент, они получают обещанные должности и начинают управлять страной, сохраняя верность тому, кто способствовал их карьере.

В крупных партиях бронируются места для представителей округов и нееврейского сектора, репатриантов, женщин, молодежи и т.п. Изначальная цель бронирования – наладить «социальные лифты», облегчить этим категориям населения путь в большую политику. На деле же забронированные места часто становятся предметами интриг и спекуляций. Например, в Ликуде были изменены правила, чтобы позволить верному стороннику Биби, депутату Аврааму Нагоса вторично баллотироваться на «олимовское» место. В Аводе, также по новым правилам, ни один из русскоязычных активистов не решился баллотироваться на заведомо недоступное место для репатриантов.

Отдельные позиции в списке отводятся потенциальным союзникам на случай создания предвыборных блоков. В небольших партиях такие решения принимаются руководством, и «своим» кандидатам приходится покорно подвинуться. В крупных, вроде Ликуда, существует «бронь председателя», причем изначально не известно, кого Нетаниягу выберет в союзники и кому отдаст эти места.

Одним словом, партийные праймериз в их нынешнем виде - несовершенный, довольно несправедливый и не очень эффективный способ первичного отбора людей, которые призваны решать судьбу государства. Но главная причина, по которой многие от него отказываются, более прозаична – праймериз обходятся слишком дорого. Сейчас «Еврейский дом» вернулся к системе распределительной комиссии и голосования членами ЦК; в НДИ список всегда утверждался председателем партии, а «Зеут» провел открытые праймериз. Но при любом методе остается возможность для манипуляций и злоупотреблений, если политики ставят во главу угла не благо народа, а свои интересы и амбиции.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK