Не последний самолет
То, что случилось в небе над Сирией 18 сентября, должно было когда-нибудь случиться. Когда на одной территории сходятся несколько военных сил, каждая из которых преследует свои цели, рано или поздно все заряженные ружья стреляют.
Координация штабов и взаимные предупреждения помогают лишь до поры до времени. Уже был инцидент с российским истребителем, сбитым турецкой ракетой в 2015 году, удар авиации США по асадовским позициям, где погибли сотни российских военных, которых там якобы не было. Теперь пришла очередь Израилю наступить на эти грабли.
На это и рассчитывали иранцы, размещая свои объекты и базы «Хизбаллы» вплотную к дислокации российских сил – спровоцировать инцидент и поссорить Москву и Иерусалим. Опытные обозреватели говорят, что уничтожение самолета- разведчика Ил-20 с 15 военнослужащими на борту не будет иметь серьезных последствий для отношений двух стран – их сотрудничество слишком важно. Но, как говорится, осадочек останется, а пока, по горячим следам, со дна российского общества поднялась и бурлит в СМИ и социальных сетях антисемитская муть.
Министр обороны Сергей Шойгу обещает ответить на провокационные действия Израиля, а воинственные депутаты Думы открыто предлагают нанести по еврейскому государству военный удар.
Высшее руководство занимает двойственную позицию: с одной стороны, Путин называет произошедшее «цепью трагических случайных обстоятельств», с другой – Кремль официально не принимает версию ЦАХАЛа об инциденте и требует более «убедительных» объяснений. Похоже, в отношениях с Израилем Россия потихоньку переходит на «арабскую» модель – поддерживает сотрудничество на высшем уровне, укрепляет политические, экономические и стратегические связи, но не мешает разгулу антисемитизма и антиизраильских настроений.
Не секрет, что и среди военных России, и в гражданском обществе многие недовольны свободой Израиля в сирийском небе, да и антисемитские настроения россиян никуда не делись. Настойчивые попытки израильского руководства доказать непричастность ЦАХАЛа к трагедии – переговоры Нетаниягу и Либермана, визит в Москву высших офицеров Генштаба – воспринимаются многими в России как признание вины.
Как повлияет случившееся на расклад сил в Сирии? Оптимистичный сценарий – Россия заставит Иран и Хизбаллу отвести объекты от своих баз, что в конечном итоге развяжет руки Израилю. В более пессимистичном варианте нас ждет закрытое небо над Сирией, ограничения на полеты израильской авиации в районе северной границы и осложнение миссии ВВС ЦАХАЛа.
Сейчас Россия закрыла небо на неделю, по официальной версии - для проведения учении (скорее, для успокоения своих диванных экспертов).
Как известно, израильские налеты на объекты Хизбаллы и Ирана временно прекратились, когда Россия обещала добиться вывода иранских войск из Сирии.
Кроме того, Израиль согласился не мешать войскам Асада проводить наступление в провинциях Дераа и Кунейтре. Но операция завершилась, а Москва стала предлагать израильтянам ограничиться 80-километровой зоной, свободной от иранских сил. Израиль это предложение не принял и возобновил атаки.
Вряд ли режим закрытого неба сохранится надолго. Россия сама не хочет закрепления Ирана в регионе, но рычаги ее давления на Тегеран ограничены. Как полагают эксперты, и Нетаниягу, и Трамп готовы были предоставить Путину карт-бланш в Сирии, если бы он смог помешать иранской экспансии. Но, возможно, президенту РФ даже не удастся заставить иранцев отодвинуть от российских баз свои ракетные склады и заводы. В этом случае атаки ЦАХАЛа в опасной близости от российских военных продолжатся, что рано или поздно грозит привести к новому нежелательному инциденту. Самолет, сбитый «дружественным» огнем, в этой войне наверняка не последний…
…Но так ли это плохо для Путина? В его интересах, чтобы конфликт в Сирии продолжался, позволяя России усиливать влияние в регионе и перекраивать страну на свой лад. Израиль, чьи цели в отношении сдерживания Ирана совпадают с российскими, не будет ссориться с Кремлем, а его невольное и косвенное участие в трагических инцидентах позволит России увеличивать поставки в Сирию новых вооружений и добиваться от Иерусалима различных уступок по другим направлениям. 15 погибших военных – не такая высокая цена за это (о жертвах трагедии сегодня почти не вспоминают).
Даже всплеск антиизраильских настроений в российском обществе на пользу Кремлю. В нынешней непростой экономической и социальной ситуации удобно выпускать пар общественного недовольства в адрес хорошо известного врага – евреев. Пока проявления антисемитизма не выходят за рамки словесного поноса и оскорблений. Но российская власть лишний раз убедилась, что в экстремальных обстоятельствах ей есть на кого направить народный гнев.