Навстречу выборам и подорожанию
Строить прогнозы – занятие неблагодарное, ведь даже незначительное, на первый взгляд, событие способно перевернуть судьбу государства и всего региона. Поэтому сегодня, говоря о перспективах Израиля в наступающем году, мы постараемся опираться на факты, а не домыслы.
Итак, в апреле нас ждут досрочные выборы, на которых больше всего мандатов наберет Ликуд, а во главе правительства снова окажется Биньямин Нетаниягу, намного обгоняющий в рейтинге своих конкурентов. Судьба других лидеров и партий, а также уровень поддержки Биби будут сильно зависеть от ситуации, которая сложится в стране и в мире к самому моменту голосования.
Джокер предстоящих выборов – бывший начальник Генштаба Бени Ганц. Об его программе и позиции ничего не известно, но опросы уже сулят ему около 13 мандатов, если он создаст свой собственный список. Очевидно, что общество нуждается в свежих политических силах, хотя предпочитает остаться в русле привычной и знакомой политики Нетаниягу. Еще одна интрига – вернется ли в политику Эхуд Барак, который может возглавить и укрепить Сионистский лагерь.
Так называемая предвыборная экономика старается обойтись без непопулярных решений и резких скачков цен и налогов. Но в этот раз экономическая реальность, похоже, окажется сильнее политических традиций. Новый год наступает на фоне увеличенного дефицита бюджета и резкого скачка цен. Повышаются тарифы на электричество и воду, дорожают продукты питания. В рамках предвыборной экономики правительство не будет вмешиваться в ситуацию на рынке, чтобы не настраивать против себя крупные корпорации, поэтому цены продолжат расти, что может вызвать новую волну уличных протестов. В этих условиях правительство, и новое, и старое, скорее всего, будет активно педалировать тему военной угрозы, призывая население затянуть пояса ради безопасности.
Насколько угроза новой войны реальна? Эксперты прогнозируют несколько вариантов столкновений с Хизбаллой и Ираном, отмечая при этом, что их вероятность невысока. Действительно, Тегеран вряд ли затеет самоубийственное противостояние с Израилем. Но боевики Хизбаллы возвращаются из Сирии в Южный Ливан и готовятся дать бой своему главному врагу. Политическая ситуация в самом Ливане крайне нестабильна, и война, как часто бывает, может разгореться из маленькой искры; операции по обнаружению туннелей на северной границе Израиля будут продолжаться, увеличивая напряжение. В случае атаки власти делают ставку на массовую эвакуацию жителей северных районов, не рассчитывая только на «Железный купол». Не исключено также временное прекращение эксплуатации газодобывающей установки в Средиземном море, что вызовет периодические отключения электричества по всей стране.
События последнего года показывают, что, хотя ХАМАС не заинтересован в полномасштабном столкновении, затишья на юге не будет. Военные обозреватели также прогнозируют усиление террористической активности группировки в Иудее и Самарии и рост числа «одиночных» терактов – нападений с ножом и автомобильных наездов. В случае серьезной эскалации ЦАХАЛу придется ответить ударом по Газе, поскольку его возможности противостоять ХАМАСу на Западном берегу сильно ограничены.
В будущем году мы можем наконец увидеть знаменитый план Трампа по палестино-израильскому урегулированию – по сведениям арабских СМИ, он отложен до февраля 2019 года. Однако этот вовсе не окончательная дата. Прежде всего, президент США наверняка не станет публиковать свой план до окончания израильских выборов, чтобы не давать козыри в руки критикам Нетаниягу справа. А будет ли этот план принят или отвергнут, определит коалиция, которую сформирует Биби. Точнее даже, исходя из характера коалиции, можно будет предсказать судьбу урегулирования: чем левее окажется правительство, тем больше шансов, что нас ждут мирные переговоры. Как вариант, США могут подсластить Израилю горькую пилюлю уступок признанием аннексии Голан.
Если в новом году в США случится импичмент президента и Белый дом займет другой руководитель, «золотой век» нашей внешней политики можно считать завершенным. Эксперты и без того прогнозируют ухудшение отношений с Европой, где международные успехи Израиля на фоне застоя в мирном процессе вызывают все больше раздражения. Продолжатпортиться отношения с Россией (не случайно наш представитель в ООН проголосовал за резолюцию Генассамблеи по Крыму), что может создать опасную ситуацию на границе с Сирией.
В мае Израиль в третий раз примет конкурс Евровидения. Он пройдет в Тель-Авиве, что отменяет бойкот, к которому призывали левые европейские активисты, не желающие ехать в «оккупированный» Иерусалим. Праздник привлечет тысячи зрителей со всего мира, и многие из них станут друзьями у Израиля - в нашей ситуации это совсем не лишнее.