"Наполнитель" для коалиции
За месяц с небольшим до выборов положение Нетаниягу более или менее выровнялось. Ликуд уверенно обгоняет всех конкурентов, и премьеру не хватает буквально пары мандатов, чтобы сформировать очередную право-религиозную коалицию. Проблема лишь в том, что ему придется искать партнеров в лагере своих оппонентов и критиков – больше никого на израильском политическом горизонте не осталось, если не считать всеядных харедим. И тут премьеру не позавидуешь – скорее всего, ему придется иметь дело с Нафтали Беннетом и Айелет Шакед. Помимо того, что с обоими у Нетаниягу сложились непростые личные отношения, для него самого и для коалиции это будет очень сомнительное приобретение.
Показательно уже то, что Беннет и Шакед, в отличие от большинства лидеров, не высказали своего мнения по поводу союза с Нетаниягу. Таким образом, «Ямина» оставляет за собой право наблюдать, как будут развиваться события и к кому выгоднее примкнуть. Пока, согласно опросам, проведенным после подачи предвыборных списков, расклад получается следующим. Ликуд вместе с ШАС, «Еврейством Торы», «Яминой» и списком Смотрича – Бен-Гвира набирает в сумме 59-60 мандатов. Все остальные – «Еш-Атид», НДИ, «Новая надежда», МЕРЕЦ, Кахоль-Лаван, Авода – 52 мандата. Эта коалиция не сложится без 8 голосов Объединенного арабского списка, но такой альянс очень проблематичен и для Саара, и для Либермана.
Однако картина сразу меняется, если к Лапиду и остальным присоединяется Беннет со своими 11 мандатами. Помимо того, что они формируют уверенную коалицию без арабов и харедим, у Нетаниягу не остается никаких шансов. Главная интрига состоит в том, что выберут Беннет и Шакед.
Ответить на этот вопрос трудно, поскольку все, что мы знаем об этих политиках, не позволяет сделать однозначных выводов, кроме одного: они пойдут туда, где им больше предложат. В ходе своей карьеры Беннет и Шакед метались из одной партии в другую, бросали собственное созданное движение, менялись местами, завоевывали популярность и падали ниже электорального барьера, занимали высокие посты, уходили в оппозицию, делали ставку то на религиозных, то на светских избирателей, критиковали правительство снаружи и изнутри. До сих пор трудно понять, что такое партия «Ямина», насколько она соответствует своему названию «Направо», и кто такой ее нынешней председатель Нафтали Беннет. Доподлинно известно только одно – в будущем он видит себя премьер-министром Израиля.
Впрочем, подобные мечты лелеет буквально каждый первый оппонент Нетаниягу. Беннет со своим отсутствием программы и принципов подходит на эту роль в последнюю очередь. Даже дорвавшись до значимого министерства обороны, он не запомнился ничем, кроме претензий. Но сегодня Беннет дождался своего звездного часа – он играет ключами от коалиции, от него зависит судьба правительства и самого премьера. Вероятно, это высшая точка его политического восхождения, поэтому он упивается собственной значимостью и наслаждается ситуацией.
Можно предположить, что Беннет скорее предпочтет договариваться с одним Биби, чем с целой группой амбициозных лидеров во главе с Лапидом и Сааром.
Если так, то после выборов премьеру предстоят мучительные коалиционные переговоры, по сравнению с которыми вербовка Ганца покажется ему детской игрой. В лице Беннета Биби получит (если получит) второго Ганца, но более опытного, более уверенного в себе и еще более беспринципного.
Беннет нужен Биби гораздо больше, чем Биби Беннету. Поэтому глава «Ямины» будет выкручивать ему руки и добиваться контроля над ключевыми министерствами. Но даже если Биби сумеет удовлетворить аппетиты Беннета, его проблемы на этом не закончатся, а только начнутся. Создав коалицию с «Яминой», он получит в правительстве не просто пятую колонну, а мину замедленного действия. Беннет дождется первого же удобного момента, чтобы подставить премьера и свергнуть его с политического Олимпа. Для Нетаниягу это тот случай, когда союзников нужно опасаться больше, чем врагов.
Айелет Шакед открыто заявляет, что «Биби нужно сменить». Судя по всему, лидеры «Ямина» надеются, что Нетаниягу придется оставить свой пост, к примеру, из-за судебного разбирательства, а Беннет займет его место. Сценарий маловероятный, но теоретически исполнимый. Поэтому держаться поближе к трону и ждать, пока он освободится, Беннету во всех отношениях выгоднее.
Пока Беннет никому не говорит ни да, ни нет, набивая себе цену. Скорее всего, он будет вести торговлю и с теми, и с другими, все время повышая ставки. Он ничего не теряет - если переговоры с Нетаниягу сорвутся, его примут в лагерь «только не Биби» с распростертыми объятиями, и наоборот. Позиция «чуть левее правых» и «чуть правее левых» - то есть, по сути, ни рыба, ни мясо - делает «Ямину» удобным «наполнителем» для любой коалиции, но ее лидеры мало что могут принести своим союзникам, кроме завышенных требований.
Автор//: Ира Коган