Миграционный тупик
Правительство приняло комплексную программу борьбы с нелегальной иммиграцией из Африки. Утверждено материальное поощрение в размере 3,5 тыс. долларов для желающих покинуть страну добровольно и тюремный срок для "отказников". Израиль обязался предоставить помощь и компенсации Руанде, которая согласна принять до 10 тысяч африканских мигрантов.
"Охрана своих границ от незаконных проникновений - это право и основная обязанность суверенного государства", - заявил премьер-министр Биньямин Нетаниягу. Эти слова имели бы смысл, если бы были сказаны 10 лет назад, когда поток беженцев через границу только начинался. Сейчас же проблема зашла в такой тупик, что даже новая программа, похоже, не решит ее.
По разным данным, в Израиле находится около 40 тысяч мигрантов из Африки. 16 тысяч из них подали прошение о предоставлении убежища; остальные предпочитают оставаться на нелегальном положении. Всего с 2009 года границу между Израилем и Египтом пересекло более 60 тысяч нелегалов, около 20 тысяч из них добровольно покинуло страну.
Правительство Израиля считает, что большинство прибывающих в страну нелегалов – не беженцы из стран, где им грозит опасность, а трудовые мигранты, но в каждом отдельном случае это надо доказать. В Управлении по делам миграции не хватает сотрудников для рассмотрения всех прошений об убежище, поэтому соискатели ждут ответа несколько лет. Многие, зная об этом, обращаются в Управление, поскольку статус просителя позволяет оставаться в стране.
В израильских тюрьмах нет мест для нескольких тысяч мигрантов, которые, как ожидается, откажутся добровольно уехать из страны, - об этом уже заявило Управление тюрем. Да и сама по себе насильственная депортация потребует таких материальных, физических и человеческих ресурсов, каких у Израиля, возможно, нет. Также вряд ли будет возможно на практике выявить и арестовать всех живущих на нелегальном положении.
Население Южного Тель-Авива продолжает страдать от ухудшения криминогенной обстановки с тех пор, как в их районах осели тысячи нелегалов. Инфраструктура многих кварталов практически разрушена, бизнесы закрылись, жители-израильтяне вынуждены были переехать либо превратились в заложников.
Ситуация с африканскими мигрантами расколола общество. Заседания правительства по этому вопросу превращаются в настоящие баталии. Со всех сторон звучат обвинения в фашизме, спекулятивные сравнения с Холокостом, оскорбительные параллели между африканскими нелегалами и "русскими" репатриантами.
Эта тупиковая ситуация сложилась не вдруг. Долгие годы ее либо не замечали вообще, либо принимали промежуточные решения, видимо, считая, что проблема рассосется сама собой.
Решение о высылке инфильтрантов в третьи страны было принято в 2011 году, но только в 2014-м такие страны удалось найти. Лишь с марта 2015 года тех, кто не хотел уезжать добровольно, начали отправлять за решетку.
До 2013 года от выходцев из Судана и Эритреи не принимались прошения о предоставлении убежища. Считалось, что они пользуются "коллективной защитой", однако эта защита не давала им никакого статуса. Иными словами, государство годами добровольно мирилось с нахождением десятков тысяч нелегалов на своей территории.
Самым эффективным средством оказалась заградительная стена на границе с Египтом. Решение о ее строительстве было принято в марте 2010 года, и уже в 2013-м она была закончена. С того момента поток мигрантов из Африки практически сошел на нет, но основная их масса уже находилась в Израиле. Рекорд был поставлен в 2011 году – 17 тысяч проникших в страну инфильтрантов.
В отличие от Европы, Израиль не давал мигрантам жилья и пособий, но позволял нелегально жить и кормиться за счет развитой экономики. Этого было достаточно, чтобы число инфильтрантов росло в геометрической прогрессии. Ведь нелегальная миграция – это не стихийная волна, а четко управляемый бизнес, где крутятся миллионы. Для тех, кто этим бизнесом руководит, Израиль долгие годы был одним из "рынков сбыта". Десятки тысяч мигрантов оказались здесь, потому что кто-то их сюда направлял, а вовсе не потому, что они бежали куда глаза глядят, пока не набрели на нашу землю, текущую молоком и медом.
Именно поэтому на ситуацию с беженцами надо было реагировать уже в 2009 году. Искать третьи страны, куда их можно выслать, поощрять добровольный отъезд, а главное – строго наказывать тех, кто нанимает нелегалов на работу и сдает им жилье.
Сегодня Нетаниягу героически борется за наведение порядка, обвиняя в саботаже левых правозащитников, оппозицию, адвокатов, БАГАЦ и даже Сороса. Эта борьба наверняка зачтется ему в электоральную карму. Вот только проблема в ее нынешнем нерешаемом масштабе сложилась при его правлении, а значит, он первым несет за нее ответственность.