Лучше выдумать не мог
В Израиле наконец появляется правительство, самое необычное в истории: самое большое, с самой запутанной системой ротации и самым странным статусом. Коалиционное соглашение можно назвать самой убедительной победой Биби Нетаниягу – и его огромным везением. После безрезультатных переговоров и повторяющихся выборов он получил такой выгодный вариант, о котором прежде не мог и мечтать. Он первым занимает пост премьер-министра, оставляет за собой право назначать юридического советника и генерального прокурора, рассчитывает провести закон, который позволит ему занимать пост вице-премьера даже во время суда (до сих пор это разрешалось только главе правительства).
Самое главное – ему противостоит разбитая в пух и прах оппозиция, которую он умело развалил, переманив к себе Ганца с его соратниками. Мало того, Нетаниягу фактически уничтожил всех соперников справа: список Беннета входит в коалицию в качестве незначительного довеска и получает минимум, Либерман отброшен на обочину политики и, похоже, уже не может причислять себя к правому лагерю.
Все прежние возможности были гораздо хуже – правая коалиция против сильной и многочисленной оппозиции, правительство национального единства с единым списком «Кахоль-Лаван», шаткий союз с НДИ.
Плата за эту победу не так уж высока - половина министерских постов, которые Биби, скорее всего, и так пришлось бы кому-то отдать. Также пришлось принести в жертву Юлия Эдельштейна, против кандидатуры которого на посту спикера Кнессета возражали люди Ганца. Но вряд ли это решение тяжело далось Нетаниягу.
За прочие уступки будет расплачиваться народ Израиля, а не Биби, - прежде всего, за рост числа министерств. На первом этапе их будет 32, а потом может стать 34 или даже 36 (для сравнения - сейчас в Израиле 22 министра). К тому же новая коалиция собирается принять «норвежский закон», который позволяет министрам и их замам передавать свой депутатский мандат товарищам по партии. Таким образом, «слуг народа», с их зарплатами, канцеляриями и т.п., станет еще больше. Все эти расходы придется покрывать из бюджета в крайне нестабильной экономической ситуации.
Что касается ситуации, спровоцированной эпидемией коронавируса, то она сложилась как будто по заказу. Известно, что Нетаниягу - мастер приспосабливать к своей выгоде любые обстоятельства, особенно кризисные, и «корона» стала его главным союзником. Нет, народ не особенно поверил, что только всесильный Биби сможет победить опасный вирус. Гораздо более важную роль сыграл тот факт, что эпидемия обезоружила его противников. С того момента, как Нетаниягу позиционировал себя как главного борца с «короной», вступил в действие принцип «кто не с нами, тот против нас». Ганцу и прочим участникам коалиционных переговоров оставалось либо присоединиться к Биби, либо оказаться на стороне «сил зла». Проще говоря, никто бы не простил главе бело-голубых, если бы в разгар эпидемии он торпедировал создание правительства чрезвычайного положения.
Кстати, этот статус правительства может продлеваться, а чрезвычайное положение, как мы знаем, - оптимальная питательная среда для Биби. Не случайно правый блок оставил за собой и министерство здравоохранения, и комиссию по борьбе с эпидемией, то есть те ведомства, которые сегодня находятся на переднем крае.
Бени Ганц тоже пытается держаться как победитель, но его трофеи, по сравнению с Нетаниягу, невелики. Он будет приведен к присяге вместе с Биби, он гарантирует себе премьерство, даже если коалиция распадется в первые полтора года, он получает свою долю кресел и постов, и, в частности, сам возглавит министерство обороны. Для бывшего главнокомандующего это логичное назначение, но при нынешнем раскладе оно довольно рискованно. Дело в том, что Ганцу пришлось уступить правым по вопросу суверенитета над Иудеей и Самарией, который может быть провозглашен уже в июле. С высокой вероятностью это вызовет беспорядки на палестинских территориях и новые атаки из Газы, и разбираться с этим придется министру обороны.
Главное же – Ганц растерял все свои бонусы, и на новых выборах у него не было бы никакого шанса. Бывшие партнеры по левому блоку теперь ненавидят его еще сильнее, чем своего вечного врага Биби, а политический центр очевидно сместился в сторону Ликуда. Так что можно считать, что одну из главных побед Нетаниягу одержал именно над Ганцем. Он также собирается нанести небольшой, но болезненный удар по Либерману - принять закон о призыве именно с теми поправками, которые не устроили НДИ на коалиционных переговорах после апрельских выборов 2019 года.
Конечно, еще остается шанс, что БАГАЦ удовлетворит иск о запрете Нетаниягу возглавлять правительство. Но в этом случае, по коалиционному соглашению, нас ждет роспуск Кнессета и очередные выборы – а на них у Биби не будет соперников. Сегодня почти нет сомнений, что он сумеет выкрутиться и из судебного разбирательства. Народ все больше привыкает к мысли о вечном правлении царя-Биби.
Автор//: Ира Коган