Любит – не любит

Любит – не любит

В нынешней выборной карусели отношение крупных партий к русскоязычным избирателям напоминает гадание на ромашке: любит – не любит. Перед апрельским голосованием интерес к «русским» был настолько слабым, что это отметили даже ивритоязычные СМИ. Но когда первая коалиция не сложилась из-за упорства Либермана, ведущие списки поставили перед собой задачу максимально оттянуть у НДИ русскоязычный электорат. Особенно здесь постарался Ликуд, чья предвыборная агитация на русском языке была полна громких посулов и лозунгов. В частности, сам премьер обещал лично решить вопрос с социальным жильем, пособиями и пенсиями. (Интересно, что мешало ему заняться этой темой за все годы руководства правительством?)

Но после вторых выборов ситуация принципиально не изменилась - «русские» голоса не принесли Ликуду ожидаемой победы. Разочарованные таким результатом идеологи движения поняли, что ставить надо на другой, более организованный и внушаемый электорат. Так что теперь нас снова «не любят».

В новом предвыборном списке из представителей нашей алии – только Тали Плоскова, да и она досталась Ликуду в наследство от Моше Кахлона и место ее, скорее всего, непроходное. Зеев Элькин и Юлий Эдельштейн не в счет – они давно уже не занимаются проблемами репатриантов, да и Плоскова не запомнилась особыми достижениями в это области.

Спохватившись, что на третьем круге правому лагерю надо набрать 61 мандат, Ликуд объявил новую стратегию: даешь 200 тысяч новых избирателей! С этой целью будет проводиться «адресное агитирование». В списке целевых групп есть репатрианты из бывшего СССР, но первостепенное внимание будет уделяться выходцам из Эфиопии, Франции и англоговорящих стран.

В этом нет ничего удивительного: с русскоязычными репатриантами надо говорить о конкретных проектах, сроках и цифрах. Наши люди уже достаточно опытны, чтобы не покупаться на голословные заверения. Слишком много и часто им обещали то, что в итоге так и не было сделано. Каких только лозунгов мы не слышали за 30 лет – а пожилые олим, приехавшие в 90-х, до сих пор живут хуже, чем другие пенсионеры в Израиле, и отдают последние деньги за купленное в ипотеку или съемное жилье.

«Адресно агитировать» эфиопскую общину куда проще – в ней есть явные лидеры и идеологи, за которыми пойдет большинство. В последнем туре партия Ганца использовала выступления «эфиопов» против властей и полиции и увела за собой часть этого традиционно правого электората. В Ликуде больше не хотят повторять такую ошибку и собираются вернуть «эфиопов» под свое крыло. Ставка делается также на новых олим - «французов» и «англосаксов», еще не наученных горьким опытом предвыборных сказок.

Что касается «русских», то они, разочаровавшись в социальных программах и левых, и правых, голосуют, исходя из политических убеждений. При этом 60% русскоязычных репатриантов, согласно опросам, относят себя к умеренно-правым и 15-20% - к радикально правым. Иными словами, большинство их голосов так или иначе достанется правому лагерю, и для этого правым идеологам не нужно адресно обращаться к русскоязычной алие и что-то им обещать.

Единственная интрига состоит в том, что голоса умеренно правых «русских» распределяются между Ликудом и НДИ. Поэтому можно ожидать, что «адресная агитация» со стороны Ликуда будет опять сконцентрирована на том, чтобы уличить Либермана во всех смертных грехах и доказать, что нашей алие от его партии никогда не было никакой пользы. Тали Плоскова, ставшая руководителем недавно открытого «русского» штаба Ликуда, уже обвинила его в разжигании вражды и подстрекательстве. От имени НДИ ей едко ответила Юлия Малиновская, и похоже, взаимные нападки станут главным методом нынешней предвыборной кампании – как было и в прошлой.

У Нетаниягу есть, как ему кажется, весомый повод привлечь симпатии «русских» – его дружба с Путиным. Возможно, он в курсе, что далеко не все выходцы из России (не говоря уж об олим из других бывших республик) поддерживают политику Кремля. И все же эта дружба принесла реальные плоды в виде выплаты пенсий россиянам, живущим в Израиле. Чтобы рассчитывать на лояльность этих людей, не нужно дополнительных усилий – российская пенсия уже купила их с потрохами. Видимо, так считают в Ликуде.

Серьезный разговор с «русской улицей» невозможен без упоминания гражданских браков, светских кладбищ, унизительных проверок в раввинате и оскорблений в адрес алии из уст религиозных авторитетов. Но какие-либо обещания или даже оценки грозят вызвать недовольство «естественных партнеров» из ультраортодоксальных партий, а ссориться с ними для Ликуда гораздо опаснее, чем игнорировать русскоязычный электорат. Это еще одна причина, по которой его нынешняя предвыборная кампания избегает обращаться к «русским».

Что ж, по крайней мере, на этот раз обойдемся без иллюзий: если нас «не любят» перед выборами, то после выборов тем более не вспомнят.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK