Кому нужна новая война?
Автор//: Ира Коган
Очередное обострение между Израилем и арабами напоминает спектакль, в котором актеры исполняют давно выученные роли. Столкновения в Иерусалиме, нападения арабов на религиозных евреев и военнослужащих в Старом городе. Беспорядки в районе Шейх-Джехар, стычки на Храмовой горе во время массовых молитв, теракт на перекрестке Тапуах и попытка теракта на КПП «Салем». Возмутительный запрет евреям подниматься на Храмовую гору и проводить шествие в день Иерусалима. Напряженная тишина после ультиматумов ХАМАСа: а вдруг пронесет? И наконец, как и следовало ожидать, десятки ракет из Газы, сирены на юге и в центре страны и ответная операция ЦАХАЛа.
Между тем, многие участники конфликта получают очевидные выгоды от эскалации. Изначально главным интересантом в этой истории был Махмуд Аббас. Престарелый председатель ПНА воспользовался первой подвернувшейся возможностью отменить в автономии майские выборы, которые он безусловно проиграл бы более молодым и активным соратникам по партии, и, что гораздо опаснее, ХАМАСу. Причем в отмене выборов, разумеется, «виноваты» израильтяне, посягнувшие на святыню Аль-Аксы.
Обострение на руку и ХАМАСу, получившему шанс напомнить, что у него еще есть зубы, ракеты, «огненные шары» и сторонники-шахиды на Западном берегу. Своей воинственной риторикой и обстрелами Израиля из сектора Газа ХАМАС зарабатывает популярность среди арабского населения ПА, заодно выставляя Абу-Мазена слабым и трусливым руководителем. Конечно, для группировки было бы выгоднее пойти на выборы прямо сейчас и выиграть их, но и из нынешней ситуации они извлекут немалую пользу.
Казалось бы, арабские партии в израильском Кнессете оказались затруднительном положении, поскольку не могут поддерживать «сионистский режим» в разгар столкновений между евреями и арабами. Однако и для них все складывается не так плохо. Показательно прервав переговоры с «лагерем перемен», они демонстрируют свою принципиальность и зарабатывают очки на арабской улице. Если же переговоры возобновятся, арабские депутаты, даже обещав поддержку правительству Лапида-Беннета, все равно формально останутся в оппозиции и их нельзя будет обвинить в сотрудничестве с «оккупантами». При этом они могут выставлять еще более завышенные требования и в ходе коалиционных торгов, и в будущем.
Но главный выгодоприобретатель от эскалации, конечно, Нетаниягу. В тот момент, когда он, кажется, все потерял, обстоятельства снова складываются в его пользу. Противостояние всегда заставляет настроение общества сдвинуться вправо, что повышает личный рейтинг Биби в глазах населения и, несомненно, скажется на итогах прямых выборов главы правительства, если Кнессет их все же одобрит. Принимая решение об операции в Газе, он снова на коне, снова выглядит спасителем и защитником Израиля. Иногда даже кажется, что ХАМАС намеренно приходит на помощь Биби, причем уже не в первый раз.
Шансы его противников тем временем падают. Арабские депутаты заморозили переговоры, и неизвестно, вернутся ли к ним снова. Правые партии-участники «лагеря перемен» теряют легитимацию на союз с левыми и центристами. Идея правительства национального единства во главе с Нетаниягу снова выходит на повестку дня. Бени Ганц, проявив себя на посту министра обороны в ходе операции, вновь может рассчитывать на ротацию и уже не так заинтересован в смене власти. В любом случае Биби сейчас легче раздробить блок своих противников либо найти в нем перебежчиков, что сделает невозможным формирование коалиции.
Даже если правительство Беннета-Лапида все же будет создано, ему не удастся сохранить исключительно экономически-социальную повестку, как планировалось изначально. Придется решать острые проблемы внутренней политики и безопасности, а с таким пестрым составом коалиции это будет очень сложно (можно представить реакцию МЕРЕЦ, РААМ и Объединенного списка при обсуждении военной операции в Газе!). Такое правительство вряд ли продержится долго, и у Нетаниягу опять появится шанс вернуть себе власть.
Показательно, что изначально никто не был заинтересован в переходе конфликта на новый уровень. Не случайно Аббас пытался закулисно сторговаться с ХАМАСом, чтобы не допустить усиления обстрелов, а ЦАХАЛ в первое время очень точечно и осторожно наносил ответные удары по Газе. Но, как это случалось и раньше, правила игры задает ХАМАС, а он выбрал путь обострения. От ХАМАСа же и зависит, будет ли эскалация затихать или развиваться, ждет ли нас всплеск атак в Иудее и Самарии, еще больше ракет из Газы, вступление в игру Хизбаллы, охлаждение или даже разрыв отношений с арабскими странами и теракты против израильских туристов за рубежом. Все это - вполне вероятные последствия нынешнего витка напряженности, с которого снимают сливки заинтересованные политики.