Израиль выбрал царя

Израиль выбрал царя

На наших глазах – и при нашем участии - нудный сериал под названием «Выборы» превратился в динамичный голливудский триллер, где главный герой, пережив беды и унижения, зубами вырывает у судьбы победу. Несмотря на колебания результатов при подсчете голосов, Биби стал безусловным победителем – уже потому, что избиратели встали с диванов и обеспечили самую высокую за последние годы явку – 71%. Именно эти «проснувшиеся» голоса помогли Ликуду оторваться от соперников.

Нетаниягу победил вопреки всему: уголовным делам, нападкам конкурентов, травле в СМИ и попыткам внушить обществу, что его эпоха прошла. Он не сдавался и шел до конца. Никто из политиков не вложил в эту предвыборную кампанию столько сил, энергии и страсти, никто больше не проявил столь мощного, неукротимого желания возглавить страну. Хорошо это или плохо, но народ Израиля эти усилия оценил.

Да, предвыборная кампания Нетаниягу была на редкость грязной и агрессивной. Но кампания его конкурентов либо выглядела ничуть не лучше (НДИ), либо ее не было видно вообще (Кахоль-Лаван).

«Биби – царь Израиля», как называют его сторонники, доказал, что в стране нет равного ему лидера. Даже израильская пресса, которая в глубине души считает себя не четвертой, а первой властью, проиграла этот бой. Проиграли вчистую и все соперники. Политическое будущее Ганца теперь под вопросом, как и будущее его партии. Левые движения, даже объединившись в один блок, с трудом сумели переползти электоральный барьер. Либерман оттеснен в сторону. Даже правые во главе с Беннетом, которые в прошлом пытались бунтовать против Нетаниягу, смирились и поняли, что им остается только плестись в хвосте победителей.

Вся судебная система во главе с прокуратурой тоже оказалась в проигрыше. Народ продемонстрировал, что не верит в ее объективность, и будет голосовать за своего вождя, пусть на нем висит хоть десяток уголовных дел. Судьям, перед которыми предстанет Нетаниягу 17 марта, придется учитывать общественное мнение. Еще более сложная задача стоит перед президентом Ривлиным, когда он будет выбирать кандидата для формирования правительства. Уже сейчас раздаются голоса о полном развале конституционной основы Израиля, но приходится признать: у Биби оказалось больше сторонников, чем у правоохранительной системы.

Впрочем, Нетаниягу стоит трезво отнестись к ситуации: последнее голосование во многом было протестным. Придя на избирательные участки, люди дали понять политикам, что им надоела эта свистопляска и они категорически не хотят четвертых выборов. Очевидно, что для всех игроков – и победителей, и побежденных - это последний и решительный бой; на следующее голосование избиратели просто не придут.

Сейчас многие вспоминают, как год назад, в апреле 2019-го, когда правый лагерь получил 60 мандатов, Биби тоже говорил о триумфе и победе, но так и не смог собрать коалицию. Нынешняя ситуация очень похожа. Балансируя на грани большинства (и даже имея преимущество в один мандат) коалиция нуждается в перебежчике из противоположного лагеря.

Лидеры главных партий-соперников, НДИ и Кахоль-Лаван, уже объявили, что ни на шаг не сойдут со своих позиций. Похоже, у Либермана при этом нет особого выбора: не только он не хочет сидеть в одной коалиции с ШАС и «Еврейством Торы» - они тоже не хотят его там видеть. Идея правительства без харедим и поддержки арабов завлекательна, но утопична. Либерману придется либо от нее отказаться, либо ждать других времен, отсиживаясь в оппозиции.

Надо заметить, что и Ганца в коалиции не особенно ждут. Его репутация подорвана безграмотной предвыборной кампанией; его единственное четко сформулированное обещание – свергнуть Биби – не выполнено. Предвыборный список, объединенный одной только идеей противостояния Нетаниягу, скорее всего, развалится. Да и Биби гораздо удобнее не торговаться с Кахоль-Лаван, выступающей единым фронтом, а переманивать его отдельных представителей. От них можно отделываться небольшими подачками, их легче контролировать. А уж недостатка в них не предвидится, поскольку все понимают, что эти выборы с высокой вероятностью окажутся последними и для многих поезд политической карьеры уйдет безвозвратно. Активисты Ликуда уже ведут «обработку» левых депутатов, включая членов списка Гешер-Мерец-Авода. Так, Исраэль Кац прочит в министры здравоохранения Орли Леви-Абукасис.

Таким образом, наиболее вероятная коалиция Биби – это его «естественные союзники» ШАС, «Еврейство Торы» и «Ямина» плюс отдельные представители левых или фрагменты распавшейся Кахоль-Лаван. В крайнем случае, он обойдется и 61 местом в Кнессете (за счет своих мандатов или с помощью одного-двух перебежчиков). Для осуществления наполеоновских планов вроде аннексии территорий ему обеспечена поддержка определенной части оппозиции: Либерман не сможет проголосовать против этого шага, чтобы не выставить себя окончательно левым. Что до сделки века, ее, скорее всего, поддержат депутаты раздробленного левого лагеря, не вошедшие в коалицию. Иными словами, для Биби наиболее выгодно оставить в оппозиции и правых (Либерман), и левых, чтобы лавировать между ними, принимая решения. Этот подход отвечает его любимому стилю руководства «разделяй и властвуй».

Не стоит забывать и еще об одной выигравшей стороне – Объединенном арабском списке. Он снова занял третье место в Кнессете, справедливо трактуя этот результат как свою обеду. Израильские арабы все больше убеждаются, что могут стать действенной политической силой в государстве, и постараются с каждым разом укреплять свой успех.

Главное же – народ Израиля встал с дивана не для того, чтобы совершить переворот, а чтобы снова выбрать себе старого царя. Никакие предвыборные посулы, вопросы религиозного давления и экономики, социальные проблемы и плач по уходящей демократии не были услышаны. Избиратель показал, что для него важнее безопасность и относительная стабильность, которая по-прежнему ассоциируется с правлением Нетаниягу. Хорош или плох наш царь Биби, но мы привыкли жить при нем и не хотим перемен.

Автор//: Ира Коган

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK