Израиль и курдский вопрос

Израиль и курдский вопрос

Около 95% процентов участников курдского референдума проголосовали за независимость иракского Курдистана. Весь мир отнесся к этому событию со скепсисом и опасением. Курдов в их стремлении к государственности поддержал только Израиль, да и то в последние дни перед референдумом премьер Нетаниягу порекомендовал министрам не комментировать этот вопрос.

Власти Курдистана уже объявляли референдум в 2014 году, но несколько раз откладывали его под давлением США, которые просили не вносить раздор в ряды антиигиловской коалиции. Но теперь разгром ИГ – лишь дело времени, и курды решили больше не ждать. Предполагается, что их президент Масуд Барзани провозгласит независимость курдского государства накануне своего ухода в отставку, то есть до 1 ноября.

Почему же мир так решительно настроен против курдской независимости? И какова здесь роль Израиля?

Курды – самый большой в мире народ, лишенный собственной государственности. Их около 40 миллионов, и они проживают на территории Ирака, Сирии, Турции и Ирана. Референдум 25 сентября проходил в иракском Курдистане, чье население составляет 5,5 миллиона человек. Эта территория имеет статус автономии со своим парламентом, правительством, законами и таможней. Конституция Ирака, принятая после свержения Саддама Хусейна, дает ей право на самоопределение, однако иракское правительство уже сообщило, что не признает итогов референдума.

Очевидно нежелание Багдада терять кусок страны, к тому же богатый нефтью. Понятно и недовольство соседних стран, которые не хотят, чтобы их курдские граждане тоже решили отделиться вместе с землей, на которой они живут. Ирак и Турция даже дали понять, что готовы воевать с новоявленным курдским государством. Анкара пообещала перекрыть Курдистану нефтепровод, Иран отменил авиарейсы, Багдад блокирует международное авиасообщение с Эрбилем. Против курдского референдума также выступили Белый дом и генсек ООН Антониу Гутерреш, а руководство ЕС настойчиво рекомендовало курдам вначале достигнуть соглашения с иракским правительством. Запад боится появления еще одной горячей точки, которая грозит спровоцировать новые региональные войны и уничтожить стабильность на долгие годы.
Откровеннее всех высказался президент Ирака Нури аль-Малики, заявивший, что не позволит "создать на Ближнем Востоке второй Израиль".

Бесспорно, эти параллели заставляют еврейское государство симпатизировать курдскому народу. Так же, как в свое время евреи, курды готовы защищать свой суверенитет с оружием в руках и строить государство, они тоже в одиночку противостоят враждебности соседних стран и равнодушию остального мира.

Но одного исторического сходства мало. Сочувствие Израиля к курдской борьбе за независимость сочетается с геополитическими интересами. С первых своих дней еврейское государство искало союзников среди неарабских меньшинств региона.

Нельзя сказать, что эта стратегия всегда приносила плоды. Так, Израиль поддерживал неплохие отношения с Ираном при шахе, но после исламской революции 1978 года Тегеран превратился в злейшего врага. Армия Южного Ливана контролировала буферную зону у наших северных границ, однако в итоге эти позиции заняла Хизбалла. И с курдским государством, если оно будет создано, все может сложиться неоднозначно.

Прежде всего, положение курдов в Ираке не такое уж отчаянное. У них есть то, чего никогда не было у евреев, – нефть. Иракский Курдистан – это нефтяная республика со всеми ее преимуществами и недостатками. Уровень жизни там выше, чем в целом по Ираку, в его столице Эрбиле работают иностранные дипломатические представительства, надежная система безопасности защищает население от террора. Одновременно там процветают коррупционные схемы, в которые втянуты высокопоставленные чиновники близлежащих стран – прежде всего, Турции.

Можно понять раздражение соседей по отношению к курдам: мы вам даем жить, покупаем у вас нефть, а вы недовольны. Но именно наличие нефтяных запасов заставляет окружающие страны считаться с Курдистаном больше, чем когда-либо считались с Израилем. Конечно, соблазн прогнать зарвавшихся курдов с богатых углеводородами территорий велик. Но эксперты считают, что военное решение маловероятно. Да, курдские солдаты вооружены не лучшим образом, но они многочисленны и боеспособны. Иракская армия просто увязнет в горах Курдистана, Турция побоится волнений среди своего курдского населения, а Иран занят сирийскими проблемами. Так что, если курды провозгласят свое государство, соседи скорее всего попробуют с ними договориться – и результатом этих договоренностей может стать охлаждение дружбы между Курдистаном и Израилем.

В Иерусалиме оценивают ситуацию трезво и вряд ли рассчитывают, что в Эрбиле всегда будут махать бело-голубыми флагами. Гораздо важнее благодарность, которую испытывают к еврейскому государству курдское население других стран – прежде всего, Сирии. На фоне возможного раздела страны и закрепления в ней иранских и проиранских боевиков, Израилю исключительно важно иметь в Сирии лояльные ему силы. По сравнению с опасностью, грозящей с севера, дипломатические потери, которые может понести еврейское государство из-за своей поддержки курдов, кажутся не такими уж серьезными. Тем не менее, их не стоит недооценивать.

Во-первых, Израиль уже обвинили в намерении с помощью курдов
расколоть Ирак, и это может повлиять на отношения с нашими новыми арабскими союзниками. Во-вторых, нас с большой вероятностью ожидают новые проблемы с Турцией - Эрдоган не устает поминать Израиль в связи с курдским вопросом. Но неприятность эту, как говорится, мы переживем, как переживали уже не раз.

Хуже всего, что пример Курдистана создает прецедент и для палестинской автономии, которая тоже может в одностороннем порядке провозгласить свою независимость. Но скорее в ПА воспользуются ситуацией, чтобы на весь мир обвинить Израиль в двойных стандартах.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK
Иерусалим, 26.12 - Пасмурно
  • Израиль Иерусалим
  • +10°
  • Ночью +7°
  • Завтра +14°
  • Прогноз на 10 дней
  • Pogoda.co.il
Независимая информация для свободных людей – DW
Независимая информация для свободных людей – DW