Иран дождался своего часа
Приход в Белый дом нового президента Иран отпраздновал серией военных учений всех родов войск с использованием авиации, беспилотников, баллистических ракет и самовзрывающихся БПЛА. Многие из этих вооружений способны поразить цели в Израиле, в том числе гражданские объекты в центре страны. В еврейском государстве воспринимают эту угрозу очень серьезно, учитывая смену власти в Вашингтоне.
Нельзя сказать, что при Трампе аятоллы теряли время. Они так же разрабатывали и испытывали новые виды оружия и изучали оборонные возможности Израиля. Иранские дроны уже проникали в наше воздушное пространства, а успешная атака на терминал саудовской компании «Амрако» стала для ЦАХАЛа неприятным сюрпризом. ВВС Израиля обладают неоспоримым преимуществом в воздухе, а наши ПВО используют трехуровневую защиту. Однако Иран делает ставку на массированный удар беспилотников, против которого наши системы не стопроцентно эффективны. Разумеется, у иранской армии нет шанса победить в прямом столкновении, но и небольшие потери и разрушения будут чрезвычайно болезненны для Израиля.
Во время каденции Трампа даже послушная Ирану Хизбалла вела себя осторожно. Но теперь Тегеран дождался своего часа и больше не скрывает воинственных амбиций. Обстановка накаляется на глазах. Означает ли это, что вооруженное столкновение реально? Призывы уничтожить Израиль звучат из Тегерана постоянно, но до сих пор аятоллы редко переходили от слов к делу и всегда действовали чужими руками.
Можно предположить, что Иран не захочет раздражать международное сообщество до возобновления ядерной сделки и долгожданной отмены санкций. Однако это небольшая отсрочка – Тегеран отводит Белому дому всего месяц на возобновление переговоров. Аятоллы уже позволяют себе ставить условия Америке, и такая дерзость имеет под собой основания. Для президента Байдена возвращение к договору 2015 года, расторгнутому его предшественником, – вопрос чести и экзамен на политическую состоятельность. Демократы спешат как можно скорее исправить все «зло», совершенное Трампом. Так что неудивительно, что администрация Байдена еще до его инаугурации начала с Тегераном секретные переговоры, о которых не знали другие участники сделки-2015 – Великобритания, Германия и Франция.
Впрочем, европейские лидеры проглотят такое оскорбление, ведь они всерьез считают восстановление договора с Ираном необходимым шагом, гарантирующим контроль над ядерной программой. Совершенствуя свои вооружения и угрожая перестать пускать в страну инспекторов МАГАТЭ, власти Исламской республики вынуждают своих партнеров поторопиться. И только в Израиле понимают, что сделка и отмена санкций не помешают обогащению урана на иранских центрифугах до критической массы, а наоборот, ускорят его. Избавившись от санкций, Иран сможет возродить свою экономику и тратить больше средств на ядерную программу, одновременно водя за нос МАГАТЭ и весь остальной мир.
Конечно, мы можем нанести по ядерным объектам противника упреждающий удар, согласно нашей военной доктрине. Но за последние годы Иран постарался спрятать свои заводы, центрифуги и военные склады глубоко под землей и рассредоточить их по стране. Таким образом, даже успешная израильская атака нанесет им лишь частичный ущерб и затормозит, но не остановит ядерную программу. В то же время, такая акция вызовет дружное возмущение международных миротворцев, особенно если она произойдет до возобновления сделки - «сионистских агрессоров» опять обвинят в торпедировании мирного урегулирования в регионе. Эскалация в регионе станет препятствием для заключения договора, столь важного Белому дому, и осложнит отношения между Иерусалимом и Вашингтоном, а Тегерану это только на руку.
Как отреагирует мир, если Иран ответит на нападение Израиля или атакует первым? Скорее всего, постарается не заметить этого инцидента или выразит сожаление и призовет к перемирию обе стороны. Если же война будет вестись с территории Ливана или Сирии (как чаще всего происходит), аятоллы и вовсе сделают вид, что они тут не при чем. Поддержки Израилю ждать неоткуда – за него не вступится ни Америка, ни Европа, ни недавно обретенные арабские союзники. Последние даже готовы присоединиться к переговорам с Ираном, поскольку ветер теперь дует совсем в другую сторону.
Скорее всего, Нетаниягу не решится перед выборами затевать опасное противостояние с Ираном, но ему придется ответить на любую провокацию, чтобы сохранить имидж защитника государства. Страна не выйдет из этой схватки без серьезных потерь, и это грозит Биби политическим поражением. Для Тегерана возможность повлиять на итоги выборов в Израиле крайне соблазнительна. Она не принесет ему практических выгод, но станет большой моральной победой. Не исключено, что аятоллы не устоят перед искушением использовать этот шанс, чувствуя свою безнаказанность. Еще недавно изгой международного сообщества, Иран становится ключевым игроком региональной политики и может выдвигать миру свои требования и сводить счеты с врагами.
Автор//: Ира Коган