Евреи свои и чужие
Два решения правительства – две победы ультраортодоксальных партий. Правда, премьеру удалось отложить на шесть месяцев принятие законопроекта о гиюре. Эта отсрочка вызвала негодование "Еврейства Торы" и ШАС, зато они могут быть полностью удовлетворены ситуацией вокруг Стены плача. Открытие участка, на котором смогут молиться представители неортодоксального иудаизма, отменяется. Что касается гиюра, то временно замороженный законопроект полностью передает его вопросы в ведение Главного раввината. Государство перестает признавать реформистские и консервативные гиюры, а также гиюры, совершенные независимыми раввинатскими судами.
Нетаниягу спешно объяснил руководителям Американо-израильского комитета по общественным связям (AIPAC): если бы не эти "трудные решения", то коалиция бы рухнула, так что лучше плохой гиюр, чем хорошие выборы. После этой встречи и появилась отсрочка закона. Но харедим уже поняли, что из нынешнего правительства можно вить веревки. Ради сохранения своей власти Нетаниягу готов даже испортить отношения с евреями диаспоры.
Отношения действительно испорчены, и в первую очередь с американской общиной – не случайно ее представители в спешке примчались в Израиль на беседу с премьером. Им Биби в свое время обещал открыть у Стены плача участок для неортодоксальных молитв. Большинство евреев США принадлежит к консервативному и реформистскому направлению. Именно они щедро спонсируют государство Израиль и лоббируют его интересы на всех уровнях.
Ортодоксальный иудаизм в Америке тоже выглядит более либерально, чем в Израиле. Здесь реформисты и ортодоксы могут молиться бок о бок (если синагога всего одна на город), религиозные юноши и девушки вместо посещают спортзал и даже – о ужас! – повсеместно принято работать, а Тору изучать в свободное время. Неудивительно, что израильские харедим смотрят на этих "отступников" свысока, хотя исправно получают от них щедрые пожертвования.
Американская диаспора все чаще выражает недовольство этим фактом: в Израиле их считают евреями второго сорта, но не гнушаются пользоваться их деньгами. Глава
Союза реформистского иудаизма раввин Рик Джейкобс, который из-за последних событий отменил ужин с Нетаниягу, призвал заново обдумать критерии финансирования еврейского государства. Меценат Айзек Фишер и вовсе объявил о закрытии всех своих проектов в Израиле из-за политики правительства Биби. Фишер первым сообщил о своем решении публично, но его примеру наверняка последуют другие крупные жертвователи.
Но так уж ли нам необходимы эти деньги, если из-за них американские евреи предъявляют нам претензии и выставляют условия? В конце концов, Израиль – суверенное государство и никто, включая еврейскую диаспору США, не может диктовать нам, какие законы принимать. Нам эти законы, может быть, тоже не нравятся, но мы уж как-нибудь разберемся сами, без американцев. Да, мы обязаны им "Железным куполом" и многими другими видами вооружений. Еврейское лобби многое делает для того, чтобы обеспечить Израилю американскую поддержку в международных организациях. Но это не значит, что они имеют право оказывать на нас давление. Ведь большинство евреев помогает Израилю не потому что считают его своим "ручным" проектом. Израиль - наш единственный национальный дом, общий для всех евреев…
…Но потому и обижаются на нас наши собратья в других странах - они не чувствуют, что им рады в нашем общем доме. Вопросы гиюра и молитвы у Стены плача затрагивают всех евреев мира. Если здесь они не смогут молиться так, как привыкли, если Израиль принимает законы, которые устраивают только ортодоксов, то национальный дом фактически закрывает свои двери перед остальными евреями. А ведь только в США живет 6 миллионов евреев, и всего 15% из них относят себя к ультраортодоксальному направлению иудаизма.
Возможно, государство не почувствует потерь от прекращения пожертвований отдельных филантропов. США по-прежнему будут нам помогать; не случайно американский посол выразил возмущение заявлениями некоторых либеральных организаций. Но правительству надо думать не о миллионах, которые оно может потерять, а о растущей пропасти между евреями Израиля и диаспоры, о все более глубоком разделении на своих и чужих даже среди еврейского народа.
Проведенный в 2016 году опрос показал, что еврейская община США все сильнее отдаляется от Израиля, и главная причина – ультраортодоксальный диктат в еврейском государстве и монополия харедим на все, что относится к понятию иудаизма. Мы привыкли думать, что связь диаспоры и Израиля нерушима, но оказалось, что для американских евреев важнее их взгляды и принципы. Израиль может оттолкнуть их и считать чужими. Но тогда он будет уже не еврейским национальным домом, а домом ортодоксального иудаизма.