Еще одна "пятая колонна"?
Вскоре после появления сенсационной информации о том, что 86% репатриантов последних семи лет – не евреи по Галахе, МВД выпустило заявление: мол, данные неточны и нуждаются в исправлении. Видимо, даже министру Арье Дери, при всей его нелюбви к алие, эта цифра показалась слишком пугающей.
Напомним, по сообщению управления регистрации населения и миграции, с 2012 года в Израиль прибыло 179.849 репатриантов, среди которых кошерными евреями признаны только 25.375. Остальные – либо потомки евреев по мужской линии, либо члены семьи еврея.
За прошедшие семь лет евреем был лишь каждый сороковой российский репатриант и каждый двадцать пятый украинский. Западная алия тоже оказалась не столь «чистокровной»: среди олим из Франции евреев всего 27%, из США – 30%.
Возможно, эти данные действительно не вполне верны, но даже если уменьшить их вдвое (вряд ли возможна более крупная погрешность), получается, что почти половина репатриирующихся в еврейское государство не имеют права называться евреями. Причем эта тенденция с каждым годом усиливается.
С правого фланга тут же предсказуемо раздались голоса, призывающие пересмотреть Закон о Возвращении и отменить право на репатриацию для «третьего поколения». Однако в этом случае число олим резко сократится. А ведь алия – такой же незыблемый столп государства Израиль, как и иудаизм. Алия – символ сионизма, и в ее отношении тоже существует статус кво: чем больше олим, тем лучше. За последнее десятилетие количество репатриантов почти удвоилось, в первую очередь за счет приезжающих из «проблемных» с точки зрения еврейства России и Украины. Организации, занимающиеся репатриацией, гордо отчитываются о своих успехах, стараясь умалчивать о национальной принадлежности прибывших. Да и самим людям не рассказывают, что ждет их на новой родине, если они не подходят под критерии раввината.
Семейное и гражданское право Израиля опирается на религиозные законы. Здесь нельзя заключить брак и совершить развод между представителями разных конфессий, не хватает светских кладбищ – одним словом, налицо дискриминация не принадлежащих к государственной религии. В 90-е, когда таких людей было сравнительно мало, это были в первую очередь их проблемы. Сейчас это проблема государства, причем очень серьезная. С каждым годом в стране появляется все больше граждан, которые фактически оказываются вне закона. Пока это около 5% от населения Израиля, но в дальнейшем тенденция будет только усиливаться. По очень грубым оценкам, сегодня в России неевреев, подпадающих под Закон о Возвращении, в три раза больше, чем евреев; в Украине – в четыре. Нетрудно представить, что произойдет, когда хотя бы часть из них решит переехать в Израиль.
Галахический подход делит народ на «чистых» и «нечистых. В принадлежности к «нечистым» подозревают всех приехавших в последние годы из бывших советских республик, так что многие репатрианты не хотят жениться через раввинат, чтобы не подвергаться унизительной проверке на еврейство. А уж на гиюр решаются единицы, из-за слишком долгой и сложной подготовке к этой процедуре.
Целая прослойка населения несет все бремя гражданских обязанностей, но ощущает себя людьми второго сорта. А поскольку еврейская традиция их отторгает, не стоит удивляться, что они живут своими прежними ценностями, в своеобразном социокультурном гетто, которое становится миной замедленного действия.
По оценкам экспертов, число нееврев, живущих в еврейском секторе, за несколько лет может достичь полумиллиона. Совсем скоро они станут самостоятельной электоральной силой, смогут влиять на принятие законов и создавать политические движения, превращаясь в своего рода «пятую колонну», подобно израильским арабам.
Чтобы этого избежать, нужно узаконить светский брак, тем самым восстановив равноправие и уничтожив тот возмутительный порядок, при котором граждане Израиля вынуждены заключать брак за границей. Религиозную церемонию будут выбирать те, кто действительно почитает традиции. Религия только выиграет, лишившись своей сегодняшней власти над обществом, – среди ее адептов станет меньше коррупционеров и лицемеров, которые своим поведением компрометируют иудаизм. Да и политики не смогут спекулировать на антиклерикальной теме.
Еще важнее упростить процедуру гиюра. Вполне логично для еврейского государства стремиться, чтобы большинство его граждан были евреями. Пусть даже упрощенный гиюр не будут признавать ультраордоксальные круги (они и так создают семьи только со «своими») – важно, чтобы он признавался на официальном уровне.
Никакого противоречия Торе здесь нет. Во времена патриархов евреем автоматически становился тот, кто связывал свою жизнь с еврейским народом. И разумеется, этого достойны люди, которые приезжают в страну, чтобы работать, учиться, платить налоги, служить в армии, рожать детей, разделять с нами все беды и опасности.
Раздоры никогда не приносили евреям ничего хорошего. В обществе и так хватает разногласий, чтобы еще создавать в нем еще одну «пятую колонну».