Экономия на выживших

Экономия на выживших

Наши враги любят обвинять евреев в спекуляции на теме Холокоста. С приближением Дня Памяти такие речи звучат особенно часто и громко. Это, конечно, возмутительный поклеп, но порой складываются ситуации, когда кажется: в отношении Израиля к Катастрофе действительно есть доля лицемерия.

Среди нас живут люди, для которых Холокост, Катастрофа – не событие в истории, а страшная и разрушительная часть их жизни. Большинство ныне живущих испытали ужасы концлагерей, гетто, оккупации и бегства в очень раннем детстве. Эти страдания сказались на их здоровье, как физическом, так и психическом. Нет сомнения, что они заслуживают особой заботы, тем более в еврейском государстве.

Однако на деле все не так гладко. Многие проблемы обострились именно сейчас, в связи с войной и трагедией, которую постоянно сравнивают с Катастрофой европейского еврейства.

В Израиле сегодня проживает около 130 тысяч пожилых людей, переживших Холокост. Примерно 2500 из них пострадали в нападении 7 октября. Более двух тысяч были эвакуированы из южных и северных районов страны. 86 человек умерло в эвакуации, а число тех, чье здоровье ухудшилось с начала войны, не подлежит подсчету. При этом многие вынуждены отказываться от визита к врачу, поскольку волонтерские ассоциации не в состоянии удовлетворить возросший спрос на бесплатный транспорт в медицинские учреждения. Также не хватает денег на прием всех желающих в центрах дневного пребывания для пожилых, где люди спасаются от одиночества и тревоги, усилившихся в наше трудное время. 

Казалось бы, Израиль без вопросов обязан выделить средства для "ницулей Шоа", которых осталось совсем немного и с каждым годом становится все меньше. По сравнению с миллиардными расходами на оборону и секторальные нужды, необходимые суммы – просто капля в море, но они изменят к лучшему жизнь людей хотя бы в последние оставшиеся им годы. Вместо этого в проекте последнего госбюджета финансирование Управления по делам переживших Холокост даже предполагали сократить, но, к счастью, оставили прежним – какая щедрость! Об увеличении и речи нет; бюджет управления в 2025 году, как и в прошлом, составляет 60 миллионов шекелей. Сравним: на строительство религиозных объектов из казны выделено 87 миллионов.

В этом подходе нет ничего нового. Государство Израиль десятилетиями старалось сэкономить на переживших Катастрофу. К примеру, ни один выходец из СССР/СНГ не получил статус инвалида Холокоста, который вместе с солидным пособием предоставлялся «ницулей Шоа», приехавшим в Израиль до 1 октября 1953 года. И это понятно: вырваться из Советского Союза в то время было невозможно. Когда в 70-е и 90-е началась «русская» алия и среди нее оказалось немало людей, переживших Холокост, правительство просто скрыло от общественности существование такого вида помощи, чтобы избежать пересмотра ее условий и непомерных расходов (по примерным оценкам, до 200 миллиардов шекелей в год). Лишь в 2014 году государство расщедрилось на «компромиссный» статус "выживший в Катастрофе", который предусматривает разовые подарки, отдельные льготы и скидки, но оставляет человека выживать на грани нищеты. 

Экономию на выживших жертвах Холокоста можно было бы оправдать войной и необходимым повышением расходов на оборону, если бы не щедрые бюджетные подачки ультраортодоксальному и национально-религиозному сектору. Кроме того, в более мирные и благополучные времена ничего не менялось. Ни одна коалиция, ни правая, ни левая, никогда не пыталась изменить положение "ницулей Шоа". Деньги шли куда угодно – на строительство религиозных школ, на вооружение палестинской полиции, на прокладку железнодорожных и трамвайных линий, на новые министерства, на профсоюзы, молодежные организации и всевозможные программы. Выжившим в Катастрофе доставались лишь подачки и много красивых и торжественных слов в те дни, когда их положено было чествовать. 

Впрочем, это никого не должно удивлять. У "ницулей Шоа" нет в коалиции своих представителей, которые могли бы лоббировать их интересы. От них не зависит стабильность власти, они не могут выкручивать руки правительству и шантажировать его, требуя свой кусок пирога. Они даже не представляют собой сколько-нибудь солидного электората, за чьи голоса политикам стоило бы бороться. Иными словами, у них нет шансов получить от нашего не самого бедного государства деньги на более или менее достойную жизнь.

Нужно признать: о Холокосте в Израиле помнят всегда. Мы рассказываем о нем детям, пишем книги, снимаем фильмы. У нас есть огромный музей с впечатляющей экспозицией, и в нем и скрупулезно собираются свидетельства и факты о каждой жертве. Возможно, мы говорим о Катастрофе слишком часто, чтобы не дать человечеству забыть о тех страшных событиях и они больше не повторились. Но для живых свидетелей – тех, кто пока жив, – делается преступно мало, и нет надежды, что эта ошибка будет исправлена до того, как станет слишком поздно.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK