Дружба врозь?

Дружба врозь?

Процесс над израильтянкой Наамой Иссахар в России знаменателен не только неоправданно жестоким приговором, но и тем, что суд откровенно игнорировал все аргументы защиты. Обычно в такой манере судят противников режима, чтобы показать всем сторонникам оппозиции: не выступайте против власти, если не хотите получить срок. Но что в данном случае хотел сообщить Химкинский суд израильским гражданам и всем иностранцам, пересекающим российскую границу? Не приезжайте в РФ ни напрямую, ни транзитом, как уже посоветовал израильтянам министр Зеэв Элькин? Большого смысла в этом нет. На самом деле, у Москвы должны быть веские причины, чтобы пойти на скандал с Израилем.

Тот факт, что дело Наамы Иссахар – скандальное, сфабрикованное и политическое, ни для кого не секрет. Адвокаты открыто признают, что судьба израильской туристки, так несчастливо попавшей под раздачу, будет решаться не на судебных заседаниях, а в переговорах высших государственных лиц. Как стало известно, Нетаниягу лично контролировал дело с самого начала и обсуждал его с Путиным на встрече в Сочи, а также в недавнем телефонном разговоре. Но добиться смягчения приговора или хотя бы условий содержания девушки премьеру не удалось. Ее осуждение связывают с российским хакером Алексеем Бурковым, который ожидает выдачи в США в израильской тюрьме. Нааму Иссахар либо обменяют на Буркова (изначально Израиль отказался от этой сделки), либо отправят в колонию в качестве мести.

Весь процесс Иссахар словно нарочно был построен так, чтобы бросить вызов Израилю. Неужели задержанный россиянин настолько важен для Москвы, что ради него можно пойти на ухудшение отношений с недавним союзником? Или это лишь один из симптомов разлада некогда тесной дружбы, которой так гордился наш премьер-министр?

Впрочем, если послушать Нетаниягу, то у нас и сейчас с Россией никаких проблем (вот только ездить туда нашим гражданам не рекомендуется). Так же радужно Биби представил свой последний визит в Сочи накануне выборов, который СМИ назвали провальным. Напомним, что незадолго до встречи с Путиным (на которую российский президент, по своему обыкновению, опоздал) Нетаниягу сделал заявление об аннексии Иорданской долины, чем вызвал резкую критику МИДа РФ. Не менее категорично руководство российского внешнеполитического ведомства отзывается об атаках Израиля на объекты Ирана и Хизбаллы в Сирии, хотя наше правительство утверждает, что по этому поводу с Россией по-прежнему сохраняется полное взаимопонимание. Можно было бы счесть заявления МИДа «просто словами», если бы их не сопровождали поступки – и среди них не только дело Наамы Иссахар.

Принято считать, что отношения наших стран стали портиться после инцидента с Ил-20, который по ошибке сбили сирийские зенитчики возле Латакии. Россия тогда обвинила Израиль, чьи самолеты в это время действовали в воздушном пространстве Сирии. Но скорее всего, это был лишь предлог для того, чтобы взять курс на охлаждение, а заодно поставить Дамаску зенитные комплексы С-300.

Пока в Сирии продолжалась война с Исламским государством, и в ней участвовали США, для российских военных было важно сохранять стратегическое сотрудничество с Израилем. Сегодня ситуация в Сирии контролируется тремя игроками – Россией, Ираном и Турцией, и никому из них не нужны истребители ЦАХАЛа в сирийском небе. Роль Москвы значительно выросла с выходом из игры Вашингтона. Сегодня Россия поддерживает операцию Турции против сирийских курдов, защищает интересы Ирана перед международным сообществом и предлагает свои посреднические в улаживании конфликта между Тегераном и Эр-Риядом. Турция и Иран закупают российские вооружения; на очереди, возможно, Саудовская Аравия. На этом уровне дружба с еврейским государством уже не нужна, а порой и нежелательна.

Не случайно в последнее время тон президента РФ звучит покровительственно, когда речь идет об Израиле; Путин даже назвал его «русскоязычной страной», поскольку там проживает полтора миллиона выходцев из СССР-СНГ. На этом основании Кремль считает себя вправе вмешиваться в палестино-израильский конфликт. Судя по всему, Россия намерена играть ведущую роль во всех важных региональных процессах, и Израилю пора избавиться от иллюзии, что с его мнением будут считаться.

Возможно ли, что Путин в беседе с глазу на глаз потребовал от Нетаниягу полностью прекратить военные действия в Сирии? Вполне, хотя мы этого никогда не узнаем. Возможно ли, что президент РФ помилует Нааму Иссахар по просьбе израильского руководства? Да, это реально, но за этот жест доброй воли Израилю придется заплатить, и цена может быть гораздо выше, чем выдача в Россию малоизвестного программиста. Нужно привыкать, что отношения между двумя странами в дальнейшем будут строиться исключительно на сделках, далеко не всегда выгодных для еврейского государства. Что касается дружбы, то с ней покончено. А может, ее никогда и не было?

Автор//: Ира Коган

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK