Доверие в стране лжецов
От череды бесконечных выборов сегодня устали все - и политики, и избиратели. Все хотят избежать пятого круга и прийти хоть к какому-то к соглашению, но даже всеобщее желание компромисса этот компромисс не гарантирует. Политическим лидерам нужно очень постараться, чтобы одновременно соблюсти свои интересы, не разочаровать избирателей и создать какое-то подобие жизнеспособной власти.
Многие уже жалеют, что накануне выборов надавали опрометчивых обещаний. Не случайно вскоре после оглашения итогов голосования родился глубокомысленный тезис: не все обещания нужно выполнять.
Редкие политики не готовы нарушить свое слово. Возможно, таких «упертых» даже меньше, чем мы думаем. Однако мало одной готовности поступиться принципами и заключить союз с бывшими противниками - это решение надо как-то объяснить избирателям. Нужно найти аргументы, чтобы люди поверили: любые противоестественные союзы пойдут на благо им и всей стране. Конечно, этот обман быстро раскроется, но, если созданное правительство просуществует хотя бы год или два, избиратель успеет забыть, как его уговаривали поверить в благие намерения политиков. Хуже, если все усилия ни к чему не приведут и новые выборы состоятся уже в сентябре. Тогда нынешний обман аукнется многим.
Впрочем, большинство наших политиков не только умеют подбирать правильные слова для оправдания своих поступков - они еще и не привыкли загадывать слишком далеко. В данном случае их расчеты не идут дальше заключения коалиционного соглашения и распределения портфелей. Таким образом, с тем, чтобы уболтать избирателя, проблем не возникнет. Труднее поверить в уговоры и обещания своих коллег, таких же умельцев нарушать договоренности. Тот, кто сам привык обманывать, обычно никому не верит, и в этом есть резон.
Когда сегодня в лагере «анти-Биби» рассуждает о правительстве национального единства, где все будут равны и будут совместно и коллегиально решать важные для страны вопросы, кто-то из наивных избирателей даже может с ним согласиться. Но его потенциальные партнеры прекрасно понимают, что никто не станет заниматься чужими проблемами. Каждому предстоит бороться за себя. Арабы будут отстаивать свои права, льготы и финансы, харедим (если им удастся войти в эту странную коалицию) - свои. Об идеологических разногласиях и говорить нечего – какое единство возможно между поселенцами и «Объединенным списком»? Не случайно Нафтали Беннет требует закрепить правило о преимуществе правых в этом всеобщем правительстве, мотивируя это тем, что большинство населения Израиля – правые.
Беннет в этом смысле ведет себя наиболее откровенно и бесцеремонно, поскольку в его положении можно набивать себе цену. Он заранее оговаривает для себя самые выгодные условия присоединения к коалиции Лапида. Лапид же в своем стремлении отобрать мандат у Нетаниягу готов обещать ему все, что угодно, – бессменный пост премьера, два голоса за один и т.п. Но глава «Ямины» все еще колеблется. Одно дело – обещания, данные сейчас, когда Беннета сватают с двух сторон, и левые, и правые. И совсем другое – когда попытка Биби сформировать правительство провалится, и у тех, кто упустил свой первый шанс, не останется альтернативных вариантов. Тогда Лапид, при поддержке других политических лидеров, вполне может признать, что погорячился и наобещал лишнего. В этом случае Беннету придется довольствоваться более скромным пайком да еще оправдываться перед своим электоратом за то, что он вступает в коалицию с МЕРЕЦ и арабскими списками (или при поддержке последних).
Лапид и сам не доверяет Беннету, не верит, что тот уступит свой пост при ротации и не использует «преимущество правых» для ветирования всех неугодных ему решений. Главное, в чем обманывает себя, народ и других политиков весь блок «только не Биби», – что с уходом Нетаниягу все проблемы для страны и правительства закончатся. На самом деле, они просто сменятся другими, не менее сложными.
Впрочем, Биби пока не собирается уходить, а напротив, завлекает Беннета в свой лагерь и зовет Саара вернуться «домой», в правую коалицию, «ради страны Израиля». Кроме обещания все забыть и простить, Ликуд предлагает перебежчикам щедрый набор должностей и потрфелей. Вряд ли Саар и его соратники получат равноценные предложения от другой стороны, и все же пока не похоже, что глава «Новой надежды» согласится. Дело не только в его многолетней вражде с Нетаниягу, но и в тотальном недоверии ко всему, что исходит от нынешнего премьера. Сейчас у Биби просто нет выхода – он не набирает коалицию даже в союзе с Беннетом, но в более спокойное время он найдет способ отстранить Саара и других от власти и принятия решений.
Но если нельзя верить одному лагерю, значит ли это, что можно верить их оппонентам? Увы, о доверии давно уже бессмысленно говорить в той стране лжецов, какой стала в последние годы наша политика. Поэтому велика вероятность, что ни те, ни другие так и не договорятся до коалиции.
Автор//: Ира Коган