Чужая беда
Законопроект депутата от «Кулану» Акрама Хасона о признании Голодомора (массового голода на Украине в 1932-1933 годах) геноцидом украинского народа вряд ли дойдет до голосования. Но даже его представление в Кнессет выглядит на редкость несвоевременным на фоне обострения на северной границе и других событий в стране и регионе. Отзывчивость парламентария к чужой беде заслуживает уважения, и все же хочется спросить: разве Кнессет уже принял все необходимые законы для процветания и безопасности нашей страны?
В 2016 году подобный законопроект уже подавался в Кнессет депутатом от Ликуда Навой Бокер, но был отозван. Поводом стал парламентский визит на Украину в связи с 75-летием Бабьего Яра, где депутаты посетили киевский музей "Мемориал жертв Голодомора".
О Голодоморе как о целенаправленном геноциде украинского народа с целью лишить его национальной самоидентификации, громко заговорили в начале 2000-х. Этот тезис стал центральным в политике президента Ющенко; в 2006 году Верховная рада Украины утвердила закон о Голодоморе. Правовые документы на эту тему приняли и некоторые другие страны, чаще всего те, где проживает большая украинская диаспора. Израиль признает факт Голодомора как величайшей трагедии украинского народа, но не считает его геноцидом, в отличие от Украины и еще 24 стран мира.
Но для нас вопрос не в том, как квалифицировать Голодомор (пусть это решают украинцы), а должен ли Израиль вообще этим заниматься, или, согласно известной пословице, «лезть со здоровой головой в больную постель».
Сегодня тема признания Голодомора поднята в разгар скандала вокруг нового закона польского сейма, отрицающего участие поляков в Холокосте. Со стороны позиция Израиля выглядит чуть ли не лицемерной: получается, что отстаивая уважение к катастрофе своего народа, еврейское государство не готово признавать чужую. Поэтому Акрам Хасон восклицает: «Мы пережили геноцид, почему же мы не можем признать геноцид украинцев?».
С моральной и гуманитарной точки зрения этот упрек звучит справедливо. Но нужно помнить, что Кнессет – политический орган, а государственная политика должна прежде всего учитывать интересы государства.
Израиль – слишком маленькая страна, и у нее и так много врагов, чтобы позволить себе наживать новых. Поэтому в нашей парламентской политике существует правило – не давать официальную оценку историческим событиям, которые лежат в основе современных политических конфликтов. Такая формулировка звучала, например, когда Кнессет отказался рассматривать вопрос о признании геноцида армян. Разумеется, свою роль здесь сыграло нежелание Израиля портить отношения с Турцией. И сегодня в Украине многие говорят о том, что еврейское государство слишком сильно связано с Россией, чтобы признать геноцидом Голодомор, поэтому даже обсуждение подобного законопроекта будет большой победой украинской дипломатии.
Действительно, появление законопроекта Хасона вызвало резкую реакцию со стороны России. МИД РФ официально предупредил о «далеко идущих последствиях для израильско-российских отношений», если такой закон будет принят. В свете последних событий в Сирии, последнее, что нужно Израилю – это создавать дополнительную напряженность между нашими и российскими властями.
Следует отметить, что при всем сочувствии к жертвам трагедий прошлого, сегодня они часто служат инструментом достижения политических целей – и не только. Для Украины признание Голодомора как можно большим числом стран – не просто козырь в противостоянии с Россией, которую считают преемником Советского Союза. Украинские политики лелеют мечту (скорее всего, несбыточную) получить от Москвы компенсации за преступления сталинского режима по так называемой «немецко-израильской модели». Имеется в виду соглашение, по которому Германия с 1952 года выплачивала деньги еврейскому государству и жертвам Холокоста. На компенсацию от Турции надеется (видимо, так же тщетно) и Армения. Загвоздка здесь в том, что ФРГ добровольно согласилась платить Израилю и евреям, а Россия и Турция на это никогда не пойдут.
Тем не менее, это вызывает недовольство позицией Израиля, который, якобы, «добился своего, но не хочет помогать другим». И с гуманитарной точки зрения наше отстранение от чужой беды в самом деле выглядит не очень достойно. Ведь не все измеряется политической выгодой. У государства, особенно еврейского, должна быть и нравственность, и мораль… Все это верно, но в нашей стране хватает своих проблем, в том числе связанных с нравственностью и моралью, – не говоря уж об экономике, здравоохранении, образовании, транспорте, социальной сфере. Давайте сначала разберемся с ними, прежде чем устанавливать мировую справедливость. Ведь именно для решения наших проблем мы выбираем депутатов в Кнессет.