Что хорошо для Нетаниягу
Коалиция балансировала на краю распада, но в последний момент ей удалось удержать равновесие. Итак, выборов не будет, расходимся. Бюджета, правда, тоже не будет, но к этому нам не привыкать. Бюджет на 2020 год примут – не смейтесь! – 23 декабря 2020 года, если это вообще случится.
Жизнь без бюджета означает для Израиля невозможность осуществить программу выхода из кризиса – в частности, принять закон о регулировании народного хозяйства - именно тогда, когда эти меры жизненно необходимы. На многие важные проекты не хватает денег уже сейчас – например, на помощь безработным и потерявшим доход предпринимателям. И конечно, в отсутствие бюджета, невозможно по-настоящему бороться с продолжающейся эпидемией «короны». Целевые субсидии, которые выделяет министерство финансов и главный аудитор без контроля со стороны Кнессета, не решают проблем, а служат скорее для затыкания прорех или откровенного усмирения недовольных.
Никакого экономического обоснования у откладывания бюджета нет. Сам по себе спор Ганца и Нетаниягу о том, должен ли госбюджет быть рассчитан на год или на два, был чисто амбициозным перетягиванием каната между двумя политиками. В итоге достигнут абсурдный компромисс: проект принимается на два года, когда первый год уже прошел. Зато каждый лидер может считать, что он настоял на своем и не уступил другому.
При этом совершенно не факт, что проект бюджета будет утвержден в декабре и роспуск правительства не ждет нас к новому году. Все понимают, что угроза выборов не отменена, а лишь отложена. Поэтому в ближайшие сто дней партийные деятели постараются работать не на благо страны, а на свой будущий электоральный рейтинг.
От отсрочки бюджета проиграли больницы, бизнес, безработные, учителя и, по сути, все рядовые граждане. Зато выиграли главные игроки нашего политического поля. В первую очередь, это харедим, получившие 400 миллионов шекелей на йешивы, поскольку таково было условие их голосования за проект Хаузера. Кстати, именно в ультраортодоксальной среде в середине 90-х родился слоган «Нетаниягу – это хорошо для евреев». Сегодня он уже мало актуален, поскольку политика последних лет строится на том, что хорошо не для евреев, а для самого Нетаниягу.
Во-вторых, в выигрыше минобороны во главе с Ганцем, чье финансирование увеличено на 3,3 миллиарда шекелей, несмотря на планы сократить расходы на оборону в условиях коронавируса. Не остался в накладе и сам Ганц, который в случае выборов терял надежду на ротацию и, возможно, просто не прошел бы в Кнессет. И, разумеется, главный победитель в нынешней ситуации – Нетаниягу, который приписывает себе заслугу избавления Израиля от досрочных выборов. На самом деле, ответ на вопрос, почему у нас сейчас нет бюджета и не будет выборов, предельно прост – потому что это выгодно нашему премьеру.
Больше всего Биби волнует суд по его уголовным делам, который начнется в январе. Именно поэтому вместе с принятием бюджета был отложен вопрос о назначении государственного прокурора, генерального прокурора и других высокопоставленных чиновников, имеющих отношение к юридической системе. Пока Ганц не отказался от своего решающего голоса в этих назначениях, но за сто дней у Нетаниягу наверняка появится повод вынудить его к уступкам. В ближайшее время мы сможем наблюдать новый раунд противостояния этих двух деятелей, новые споры и схватки, не имеющие отношения ни к экономике, ни к здравоохранению, ни к помощи бедным, ни к истинным нуждам народа, а всего лишь к личным интересам одного человека, который, на наше несчастье, решает, что хорошо, а что плохо для Израиля.
Момент идти на выборы для Биби сейчас был явно неподходящий. Он проигрывает битву с «короной» и разочаровал своих правых сторонников отказом от аннексии. Экономика в глубоком кризисе, по всей стране проходят протестные акции, в Ликуде зреет недовольство и мятежные настроения, растет популярность соперников Нетаниягу - Беннета и Лапида. Рисковать в такой ситуации премьер не может; самый большой кошмар для него – оказаться на скамье подсудимых в статусе простого гражданина, а не главы правительства, облеченного доверием народа.
Означает ли это, что за выигранные сто дней правительство постарается исправить все недочеты, а Нетаниягу - восстановить свой имидж единственного возможного руководителя для Израиля? Напрасные надежды! Как уже говорилось, впереди нас ждет неофициальная предвыборная кампания со всеми вытекающими из этого последствиями. А именно: популистские решения, громкие заявления и обещания, черный пиар, обвинения и обличения соперников, политическая трескотня, новые скандалы, на фоне которых мы забудем о предстоящем процессе Нетаниягу. И новый виток разногласий вокруг бюджета, который будет принят или не принят в зависимости от того, хорошо ли это для премьера.
Автор//: Ира Коган